Меню
Меню
#среда обитания
История одного дома
Лаврушинский, 17
К 80-летию Дома писателей
Дом писателей был построен по личному указу Сталина. Ещё в 1932 г. на встрече у Максима Горького вождь дал обещание посодействовать созданию «городка или гостиницы» для писателей. Литературе отводилась роль идеологического авангарда нового общества. Лучших, наиболее заслуженных тружеников этого цеха надлежало поощрить, одарив роскошными (по тем временам) квартирами. Поначалу дом был кооперативным. В 30-х годах в Москве было построено несколько кооперативных домов на средства застройщиков, каковыми являлись люди уважаемых в новом обществе творческих профессий. Сталин любил поселять интеллигенцию «по интересам»: начальники к начальникам (Дом правительства), писатели к писателям, архитекторы к архитекторам… Это был не первый кооперативный дом писателей, в который труженики пера вложили свои гонорары, но по тем временам самый роскошный. Однако Дом писателей оставался кооперативным недолго – почти сразу по распоряжению Сталина он стал муниципальным. Говорят, что деньги писателям вернули, но в форме облигаций очередного государственного займа.
Старый район Москвы, где был возведён Дом писателей, богат своей историей. В 16 веке за рекой Москвой возникали слободы ремесленников – о том говорят названия Кадашевских переулков, Старомонетный, Большой Овчинниковский, Новокузнецкая улица, Садовническая набережная, Толмачёвские переулки (к подворьям иноземных негоциантов пристроилась слобода переводчиков-толмачей)… Место удобное – рядом Красная площадь и Зарядье, где кипела торговая жизнь. В 19 веке после московского пожара и изгнания Наполеона Замоскворечье заново отстраивается. Появляются дворянские и купеческие усадьбы; предприниматели открывают фирменные магазины, трактиры, рестораны, гостиницы, строят фабрики, а в начале 20-го века - доходные дома в стиле модерн. Именитые купцы занимаются благотворительностью, пекутся о развитии национальной культуры, создают музейные коллекции – всем известны имена братьев Третьяковых, Бахрушина, издателя Сытина…

Замоскворечье издревле утопало в садах. По его уютным улочкам, приезжая сюда в гости к друзьям, любил прогуливаться Александр Сергеевич Пушкин. Старожилом и бытописателем этих мест был Александр Николаевич Островский, великий русский драматург. На Пятницкой одно время жил Лев Николаевич Толстой. В доме на Ордынке, там, где в квартире писателя Виктора Ардова подолгу гостила Анна Ахматова, бывал Фёдор Михайлович Достоевский – тогда дом был двухэтажный и принадлежал родной тётке писателя, генеральше Куманиной. Писатель Иван Шмелёв происходил из этих мест; впечатления детских лет послужили ему богатым материалом для прекрасной книги «Лето господне»… Здесь на квартирах подолгу жили Афанасий Фет, Аполлон Григорьев. В Замоскворечье родились художники Федотов и Перов. Уютные дворики Замоскворечья служили натурой для многих известных художников…



Пронеслись лихие годы. Время изрядно потрепало Замоскворечье. В 30-х годах 20-го века – это глухие переулки, заросшие травой булыжные мостовые, разбитые тротуары. Ветхие двух или одноэтажные домики за щербатыми заборами, утратившие былой блеск особняки и доходные дома. Обветшавшие церкви без крестов, превращённые в склады – таков был пейзаж, окружавший новенький Дом писателей. Повсюду в коммуналках - от чердаков до подвалов - теснота и бедность. Всё смешалось: так называемые «из бывших», интеллигенция, рабочий люд (беглецы из голодных деревень), совслужащие, матёрые уголовники, спекулянты, мелкие воришки. А рядом - особняк Демидовых 18-го века, ставший в 19-ом веке городской гимназией. После революции его достроили, он стал общеобразовательной школой. В ней-то какое-то время, пока не построили образцовую школу № 1 в Лаврушинском (позже станет художественной), будут учиться писательские дети. Напротив Дома писателей - Третьяковская галерея, сбережённая от расхищения краса и гордость русского искусства.

Работа над проектом Дома писателей началась сразу же после официального создания Союза писателей в 1934 году. Дом стали строить на месте небольшого особняка с парком, на земле, некогда принадлежавшей старинному стрелецкому роду Титовых.

Вот выдержка из справки, составленной в 90-х годах Владимиром Валентиновичем Седовым, жителем Дома писателей, искусствоведом, историком архитектуры, академиком РАН, внуком советского поэта Владимира Луговского, одного из первых жильцов Дома:

«Этот внушительного вида дом был сооружён в середине 30-х годов по проекту крупного московского архитектора Ивана Николаевича Николаева (1891, Москва – 16.07.1951, Москва). Архитектор возглавлял одну из мастерских Моссовета (№ 11), разрабатывавших, в основном, планировку и застройку Замоскворечья, где и был построен «Дом писателей»… Строительство кооперативного жилого дома писателей по адресу Лаврушинский переулок, 17 было закончено в 1936 году. Дом включал 98 квартир различной планировки, в нём было 4 подъезда. В плане первоначальный дом представлял собой Г- образный объём, южный фронт которого продолжал линию Ордынского тупика, а западный – проходил по красной линии нечётной стороны Лаврушинского переулка.

Основу композиции дома в его первоначальном виде составляет блок, выходящий в сквер, продолжающий Ордынский тупик. Фасад этого прямоугольного девятиэтажного блока хорошо виден с Большого Толмачёвского переулка. Основу декорации фасадов этой части (и других частей, поддерживающих основную часть декоративно) составляет классическая трёхчастная схема: два нижних этажа выделены в цоколь, подчёркнутый рустовкой стен и их более тёмной покраской, выше идёт гладкая стена, ритм окон которой подчёркивают вертикальные «строчки» балконов, устроенные с определёнными промежутками. В верхней части максимально сосредоточено декоративное убранство: весь дом венчает карниз на модульонах, нагруженный к тому же аттиком (с каннелюрами в нишах), два этажа охвачены сдвоенными пилястрами, придающими этой части здания особую торжественность и одновременно - лёгкость. Выходящий на Лаврушинский переулок узкий торец дома украшен великолепным по мраморной отделке порталом подъезда из чёрного мрамора, выше сосредоточены широкие балконы. Всё вместе создаёт не только представительность, но и динамизм этой части, заставляя вспомнить постконструктивизм. Идущая влево по Лаврушинскому переулку часть дома решена оригинально: здесь два верхних этажа идут с отступом, образуя узкую пластину, возвышающуюся над плоской террасой со стороны переулка. Декоративная схема фасада примерно такая же, как и у фасада со стороны сквера и торцовой части, но отступ создаёт пространственную игру, а к тому же узкая верхняя часть решена как декоративная стенка с плоскими арками и высоким венчающим аттиком. Следует обратить внимание на железные решётки балконов с неожиданным готическим рисунком.

Библиотека имени К.Д. Ушинского
Ордынский тупик
Дворовые фасады дома скромнее, по своей схеме они приближаются к конструктивизму: простые прямоугольные окна, минимум членений, круглые и вертикальные ленточные окна лестничных клеток. Декор же уличных фасадов и общую композицию дома следует признать великолепным примером стиля Ар Деко или, выражаясь более пространно, примером раннего освоения классических форм в советской архитектуре середины 1930-х годов.

Согласно Постановлению Совета министров СССР № 2542 от 15 июля 1947 г. «Об улучшении жилищных условий писателей (пункт 6) за подписью И.В. Сталина и Я. Чадаева предполагалось «осуществить в 1948 году в г. Москве строительство 2-х секций дома № 17-19 по Лаврушинскому переулку. Строительство секций дома возложить на Мосгорисполком («Московский литератор», 2 января 2008 г.). Эта вторая очередь Дома писателей была выстроена в 1948 – 1949 гг., она включала 2 подъезда, отходивших под прямым углом от северного окончания крыла по Лаврушинскому переулку к востоку. Новое крыло было выполнено тем же И.Н. Николаевым в стиле, в основном продолжавшем стилистику первой очереди дома…»

К этому следует добавить, что если первоначально в 4-х подъездах было 98 квартир (цифра спорная), то позже, когда часть квартир перевели в нежилой фонд, их стало 74, а с прибавлением двух подъездов новой очереди их число выросло до 102.

Надо понимать, что в 1930-е годы перед архитекторами была поставлена задача придумать стиль социалистического реализма, но не говорилось, какой он, и каждый архитектор в меру собственной испорченности или, наоборот, вкуса и понимания красоты его придумывал. Поиски шли в разных направлениях… Иван Николаев, автор этого дома, тоже явно старался создать некий пафосный, выдающийся образ из смешения стилей – тут есть, с одной стороны, почти фашистский мраморный подъезд (во всяком случае именно в Италии и Германии нужно искать его прототипы), с другой – балконы вполне классицистического, ренессансного плана. Внутренний фасад при этом отдаёт духом конструктивизма, так что в результате получается нечто странное. Но, может быть, в этом и есть какое-то особое очарование»…

Ольга Никулина, переводчик, писатель, жительница дома №17

Иллюстрации: Илья Пешель и Валерий Поляченков