Меню
Меню
#навигатор подмосковья
Как финская семья стала мировой
Бренд HONKA пришел на Российский рынок из Финляндии в 1995 году и сразу завоевал свою аудиторию, особенно среди почитателей деревянного домостроения. Задолго до этого события, бренд охотно приняли более 50 стран мира, в том числе: Великобритания, Германия, Япония, Франция, США. Мало кто знает, что за этим громким именем, заводами, технологиями, которые тиражировались на протяжении многих десятилетий, стоит история обычной семьи, которая до сих пор развивает свой бизнес.
От земледелия к лесоторговле
B История началась в 1958 году, в окрестностях городка Лиекса, а предшествовала ей череда событий, которые можно охарактеризовать старой русской поговоркой: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Тахво Саарелайнен был земледельцем и главой многочисленной семьи, которую тщетно силился прокормить. Его жена, две дочери и пятеро сыновей работали не покладая рук, однако 160 га купленной земли мало тому способствовали: болотистая и каменистая почва еле-еле поддавались обработке. Тогда Тахво впервые проявил себя как находчивый технолог и выкопал вокруг участка восьмикилометровый ров – по сути, дренажную систему, осушившую до нужного уровня поле. Постепенно, расширяя участок, семья добилась некоторого успеха, однако следующей естественной преградой стал массив леса, занимавший изрядную часть владений фермеров.
Продажа леса стала дополнительным источником дохода, однако стоимость бревна на местных лесопилках – одна финская марка за ствол, не оправдывала трудозатрат. И вот тогда находчивый Тахво снова проявил себя, но на сей раз как дальновидный стратег и предприниматель. В период бурного строительства железных дорог, он нашел компанию, которая смогла оценить его древесину в шесть раз дороже.

Так, в семье появилась собственная лесопильная установка, которая в какой-то степени определила дальнейший ход истории. К этому моменту, все сыновья Тахво уже выбрали себе профессии по вкусу: Вильо стал плотником, Нестори продолжал заниматься земледелием, Арво открыл швейную мастерскую, Эйно стал маляром в автомобильной мастерской и только младший – Рейно заразился идей развивать «лесной» бизнес и уговорил отца отдать ему лесопилку. Бизнес пошел успешно, Рейно не жалел ни сил, ни средств и вскоре инвестировал первую прибыль в покупку трактора и шлифовального станка.
Баня всему голова
В скором времени, видя успехи брата, остальные сыновья Тахво решили к нему присоединиться и привнесли свои идеи в развитие семейного бизнеса. Пожалуй, вполне естественным развитием сюжета можно считать переход от поставок леса к производству: первым заказом семьи стала сауна, выстроенная для соседа. И тогда, компания начала активно развиваться, как строительная.

Главным образом новаторство HONKA заключалось в механизации обработки бревен для производства деревянных домов на промышленной основе. До тех пор в Финляндии, да и во всем мире строительство осуществлялось вручную. Первое запатентованное изобретение братьев Рейно и Арво в 1960 году буквально сломало привычные схемы и традиции финского домостроения. В основе первого в мире станка для обработки круглых бревен была заложена коробка передач Zetor от трактора, а в дальнейшем сам станок братья соединили с железнодорожными рельсами. Следом появились линии по производству бревен для стен и выпуску погонажа. Все это позволило автоматизировать строительство деревянных домов и поставить дело на поток.



От села до самых японских окраин
В 1964 году появился первый в мире бревенчатый дом, выполненный на конвейере, но компания совершенствовалась, продукты модернизировались: по новой технологии создавались и бани, и дома для отдыха, и зимние коттеджи. Второй завод братья открыли в 1967 году в городе Икаалинен, третий в 1971 году в городе Карстула в центральной части Финляндии. В 1988 году появился завод в Палтамо, а затем в два этапа было куплено производство в Алаярви. К настоящему времени, а точнее к 2014 году все производственные мощности были стянуты к существующему заводу в Карстуле, который был модернизирован в соответствии с новыми масштабными задачами. На площади порядка 4,5 тыс. м было запущено производство, способное обрабатывать порядка 100-150 кубометров древесины. На этом заводе производится полный спектр продукции компании, в том числе по новым запатентованным технологиям.
Саарелайнены первыми придумали своеобразный способ продажи и доставки домов в виде комплектующих частей, которые владельцу надлежало собрать на месте, руководствуясь чертежами и инструкцией. Это настолько упростило логистику, что технология быстро получила распространение и теперь ей пользуются во всем мире.
Одним из самых знаменательных событий в истории компании HONKA стала поставка четырехсот коттеджей и финских бревен в Японию. Как часто бывает в жизни, все началось с шутки таксиста, который вез японских предпринимателей мимо головного офиса HONKA неподалеку от Хельсинки. Японцы только что заключили выгодную сделку, закупив шкуры, и один из них в шутку спросил водителя: «А что еще можно купить в вашей стране?» И тут водитель беспечно махнул рукой в сторону деревянных домов (образцов, выставленных у офиса братьев) и сказал: «Да вот эти дома!». Японцы действительно заинтересовались экспонатами и навестили офис, после чего была заключена знаменательная сделка, ознаменовавшая собой экспансию бренда по всему миру.