Меню
Меню
#авторская колонка
Московская усадьба: история с приданным
Проект: «Иди и Смотри» Необычную Москву –неизвестное об известном
Журналист Наталья Леонова, автор проекта «Иди и Смотри» Необычную Москву –неизвестное об известном.
Москву поистине называют архитектурным музеем под открытым небом. Сколько в древней столице уникальных зданий в самых разных стилях: «огненные» храмы, с поднимающимися вверх кокошниками - язычками пламени; железнодорожные вокзалы с восточными и северными мотивами, классические усадьбы с дворцами и парками, причудливый модерн и сказочные теремки, конструктивистские дома «самолеты» и «коммуны», взметнувшиеся ввысь сталинские высотки и гиганты-небоскребы Москва-Сити. Все эти московские достопримечательности можно осмотреть на обзорной экскурсии по Москве. А если пешком прогуляться по столице и заглянуть в многочисленные переулки центра города, то остается убеждение в том, что здесь почти каждый дом – раритетная «жемчужина» своей эпохи и стиля.
Особую гордость Москвы составляют старинные усадьбы 18-19 века, сохранившиеся до наших дней почти в первозданном виде. Представители богатого дворянства и купечества предпочитали жить в первопрестольной столице с большим размахом: площадь усадеб в городе составляла несколько гектар обширных пространств с парками, лугами и прудами. На территории усадеб вольготно располагались главный «барский» дом, дом управляющего, флигели для обслуги, конюшни, каретные сараи, оранжереи и прочие необходимые или нужные владельцу строения. Не все могли содержать и поддерживать должное состояние таких усадеб долгое время, поэтому потомки первых хозяев нередко продавали их казне за возможность расплатиться с долгами.

Так случилось и с роскошной усадьбой металлургического магната И.Р. Баташева, строения которой еще с 1860-х годов занимает городская больница (ныне ГКБ № 23 им. И.В. Давыдовского). Знаменитый зодчий М.Ф. Казаков включил главный дом этой усадьбы в альбомы лучших образцов русского классицизма «допожарной» Москвы. Перед главным входом со стороны Яузской улицы посетителей встречают два вальяжно отдыхающих чугунных льва, которые спокойно и с достоинством сторожат усадьбу и напоминают о главном занятии её заказчика и первого владельца.

В России, пожалуй, все знают династию Демидовых. Эта фамилия моментально вызывает ассоциацию с металлургическими заводами и нажитым ими богатством. Но мало кто знает, что предки первого владельца этой усадьбы Ивана Родионовича Баташева были в дореволюционной России не менее известными деятелями металлургической отрасли. Именно из «баташевского» чугуна делались пушки и ядра для нашей армии в период правления Екатерины Второй. На их заводах были отлиты для Москвы чугунная ограда и ворота Александровского сада, квадрига Аполлона на здании Большого театра, скульптуры Триумфальной арки, детали ограды старого Зоопарка, многочисленные ступени и другие чугунные изделия для храмов и монастырей.

Род Баташевых начинал свою горнозаводческую деятельность, как и Демидовы, в Туле. В 1754 году императрица Елизавета Петровна подписала мудрый указ об уничтожении вредных производств – металлургических, винокуренных (изготовлявших спиртные напитки) и стекольных заводов в радиусе 200 верст от Москвы с целью сохранения лесов Подмосковья. Тогда Иван и его родной брат Андрей Баташевы основали новые заводы в Выксе и Гусь-Железном. Братья стали успешно развивать металлургическую промышленность, выполняли крупные госзаказы – отливали пушки и пушечные ядра различных калибров, изготавливали различные сорта железа для строительства кораблей, чугунные и железные изделия массового потребления. Ни на одном уральском заводе Демидовых не выпускали столько рыночного литья, как у Баташевых. Выксунский металлургический завод в Нижегородской области продолжает быть и в наши дни одним из лидеров отечественной промышленности.

Баташев
Иван Родионович
В 1796 году богатый заводчик и дворянин Иван Родионович начинает строить роскошную усадьбу на берегу реки Яузы. Для этого он покупает более 3 гектаров земли, и его участок становится самым большим для Москвы того времени. До сих пор доподлинно не установлено имя автора проекта усадьбы. Одно время предполагали, что его выполнил и прислал из Парижа известный французский архитектор Шарль де Вальи (или де Вайи), у которого учился знаменитый зодчий В. Баженов. Сейчас считается, что авторство принадлежит московскому зодчему Родиону Родионовичу Казакову, ученику В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Точно известно лишь то, что практическое строительство усадьбы осуществлял талантливый крепостной Баташева - Кисельников. Иван Родионович был человеком патриотичным: вместо заграничных специалистов он предпочитал потратить деньги на обучение за рубежом своих талантливых крепостных, а затем воспользоваться их мастерством.

Гигантские объемы усадебного дома, его украшения и невиданные караульные «сторожки» в виде домиков-комодов поражали современников и продолжают удивлять ныне. Боковые флигели усадьбы можно смело причислить к полноценным домам, а главный дом – это настоящий дворец с шестиколонным коринфским портиком. На зданиях усадьбы интересно разглядывать причудливые розетки с листьями, ниши-ракушки, кормление птицы, отдыхающих нимф и бородатых персонажей с кольцом или огромными оскалившимися зубами. Стоит обязательно зайди во двор, чтобы увидеть необычное для холодной Москвы чудо – огромную открытую лоджию. Из большого зала второго этажа, распахивая двери после шумных балов, на эту высокую площадку выходили гости, любовались видами Кремля и спускались по сбегающим с двух сторон вниз лестницам в усадебный парк. Лестницы эти не сохранились, а лоджия до сих пор существует в полном своем великолепии. Над ней, на самом верху красуется герб дворянского рода Баташевых и два горельефа: на одном изображены мальчики-кузнецы (у одного в руках кузнечный мех), на другом - «творцы», отдыхающие после строительства замков. В большом холле главного дома до сих пор «держат своды» скульптуры могучих атлантов, авторство которых приписывается знаменитому скульптору И. Витали. За главным домом, вниз по склону холма, на котором расположена усадьба, стоит дом управляющего, а за ним полукруглое здание хозяйственных служб. Монументальную чугунную ограду с парадными воротами, сравнивают по своему изяществу с появившейся чуть ранее решёткой петербургского Летнего сада. Звенья ограды также были отлиты на Выксунских чугунолитейных заводах Баташева.

Про эту усадьбу принято говорить, что она была самым богатым приданным. Действительно, в 1807 году в ней была отпразднована роскошная свадьба единственной наследницы И.Р. Баташева, 14-ти летней внучки Дашеньки с гусаром и будущим героем войны 1812 года Дмитрием Дмитриевичем Шепелевым. Дедушка в Дашеньке души не чаял и завещал ей при жизни и эту усадьбу, и свои заводы. Кроме нее продолжателей рода у И.Р. Баташева не осталось: сначала умер сын Иван, затем супруга Дарья Илларионовна Лугинина, молодая невестка и 19-ти летний внук Дмитрий. От второго брака с Елизаветой Осиповной, у Баташева детей не было. Через год после свадьбы, в 1808 году, у Шепелевых родился первенец Иван. Зимой молодые жили в этой московской усадьбе, давали приемы и устраивали балы. В обществе недолюбливали Дарью, считая ее глуповатой выскочкой, богатой «дурочкой» и даже сочиняли бульварные куплеты, в которых досталось от завистливой публики не только ей, но и её мужу:

Дольше взоры поражает

Блеск каменьев дорогих

Шепелева то блистает

В пышных утварях своих

Муж гусар её в мундире

Себе в голову задрал

Что красавца, как он, в мире

Ещё редко кто видал

Усы мерой в поларшина

Отрастил всем напоказ

Шепелев в глазах у нас



В сентябре 1812 года Наполеон с войсками вошел в Москву. Один из его сподвижников, самый красивый, как считали, генерал наполеоновской армии – маршал и «король Неапольской» Мюрат двигался со своими войсками на восточную окраину города, чтобы установить охрану границы, и проходя мимо усадьбы решил остановится в ней. Баташев с семейством еще с лета находились в Выксе, а прислуга и дворовые люди оставались в Москве. О том, как происходило «заселение» Мюрата в усадьбу подробно написал хозяину его приказчик Максим Соков: «Милостивый государь Иван Родионович! 2 сентября в 5-м часу вечера вступили в Москву Французские войска. Король Неапольской, ведя авангард на Коломенскую дорогу, остановился возле Вашего дома, будучи верхом; уверял всех нас, чтобы мы ни малейших обид не страшились. Назначил своею квартирою ваш дом, поставил большой караул и, проводя за заставу многочисленную кавалерию, составляющую страшной авангард, в 7-м часу вечера возвратился в дом ваш с 30-ю генералами и множеством чиновников. (Росту он высокого, довольно стройный, волосы светлорусые локонами по плечам, четверти на две разложенные, в зеленой коротенькой матеревой тунике; брусничные панталоны, синие чулки и коротенькие сапожки со шпорами; шляпа трехугольная с плюмажем, и тоненькое, белое в три четверти вышиною перо; тих, и глаза ласковые; но, говорят, что он генерал неустрашимый и первый в огне). Для всех приготовили мы ужин нарочито сытный; только белого хлеба и калачей найти было не можно, ибо калашни все и хлебни были разбиты и хозяевами оставлены, почему и были только черный ржаной хлеб. Королю же нашел четверть сайки у дворовых детей. Генералы сперва гневались и говорили, что свиньи только кушают такой хлеб; однакож были голодны, принялись и за него».

Через пару дней, Мюрат решил переехать отсюда в более безопасные от пожара места, а сюда стали приходить французские солдаты, которые грабили всех жителей, «раздевали каждого по 10 и более раз…, отнимали даже из рук куски хлеба». Французы нашли и забрали спрятанное в заложенном наглухо погребе хозяйское добро – бронзу, фарфор, одежду и деньги. Приказчик не выдержал, и помня обещание Мюрата взять под охрану усадьбу, пошел к нему 11 сентября с визитом. По приказу генерала был выписан документ, чтобы жителей усадьбы Баташева «не обижать, дом и домашних не грабить». На офицеров эта бумага действовала, а простые солдаты продолжали грабить «с одинаковым зверством». Затем все дворы и сады усадьбы наполнились больными и ранеными. Приказчик не вынес всего этого и незадолго до ухода Наполеона из Москвы, 23 сентября бежал из усадьбы. Вернувшийся хозяин нашел свои владения в плачевном состоянии. На восстановление усадьбы Иван Родионович потратил баснословную по тем временам сумму в 300 000 рублей.

Но семейное счастье дедушки и внучкиной семьи длилось недолго. Дарья Ивановна Шепелева, выйдя замуж так рано, родила на свет 4 детей и после последних родов в 1818 году скончалась в возрасте 25 лет. Безутешный дед, составивший в 1816 году завещание в пользу внучки, вынужден был переписать его на зятя. Устроитель московской усадьбы Иван Родионович Баташев прожил 89 лет, умер в 1821 году, пережив двух сыновей, двух жен, внука и внучку. После его смерти усадьбой и заводами распоряжался зять Дмитрий Дмитриевич Шепелев. В 1826 году он сдает дом за 65 тысяч рублей на пару недель Дворцовому ведомству, которое нанимает его для размещения герцога Девонширского и его семьи, прибывших на коронацию Николая I.

После смерти Д.Д. Шепелева в 1841 году заводы и усадьбы наследуют его дети Иван, Николай, Елизавета и Анна. Дети, как это бывает в жизни, не стали продолжателями семейного дела: они предпочитали работе и управлению праздный образ жизни, практически не занимаясь организацией производства и хозяйственными делами усадьбы и заводов. Формально управление имуществом было возложено на старшего брата Ивана Дмитриевича Шепелева. Когда наступило почти полное разорение, то всю вину решили взвалить на Ивана: обвинили в мотовстве, лишили всякого участия в делах, объявили его душевнобольным, потребовали наложения опеки на заводы и отправили его жить в эту московскую усадьбу, снабдив очень скромной суммой на содержание. Опекунское управление возглавил муж одной из сестер, граф И.П. Кутайсов и полковник В.А. Сухово-Кобылин.

В 1870 годах, уже у праправнуков первого владельца, городские власти выкупают усадьбу, значительно перестраивают ее и размещают в ней Яузскую больницу для чернорабочих, то есть для простых граждан. 4 февраля 1905 года сюда привезли Андрея Васильевича Рудинкина - смертельно раненого кучера великого князя Сергея Александровича Романова. Сам князь был убит в Кремле от взрыва бомбы, которую бросил в его карету террорист И. Каляев. Верный и преданный кучер, служивший князю 25 лет, получил 87 осколочных ран в нижней части спины. На следующий день вдова С.А. Романова, великая княгиня Елизавета Федоровна навестила его в больнице. Несмотря на ужасное, постигшее эту женщину внезапное горе, она поехала в светлом платье, чтобы скрыть гибель князя, потому что «доктора сказали, что лучше пока его не волновать. Андрей Рудинкин трогательно, забывая сильные боли, расспрашивал Великую Княгиню о Великом Князе, и она настолько мужественно брала все на себя, что не выдала своего горя и волнения». Поначалу физически крепкий Рудинкин даже немного пошел на поправку, и газета «Русское слово» от 6 февраля 1905 года сообщала: «Пострадавший от взрыва кучер Его Императорского высочества Великого Князя Сергея Александровича Андрей Рудинкин чувствует себя значительно лучше. Вчера в Яузской больнице его посетило очень много лиц — родственники, сослуживцы, знакомые». Но через три дня после взрыва Рудинкин скончался. Великая княгиня Елизавета Федоровна присутствовала на отпевании, а затем шла за гробом пешком от Яузской больницы до Павелецкого вокзала, ведя под руку его вдову. Рудинкин был погребен на своей малой родине в районе Ступино, а Елизавета Федоровна взяла на себя обязанности по содержанию его семьи.

Согласно традиции, во всех российских больницах до революции существовали церкви для крещения младенцев, отпевания умерших и молитв болящих. В 1899 году на средства сына московского губернатора Петра Павловича Дурново и пожертвования купца Титова к главному дому была пристроена больничная церковь. Нижний храм был освещен в честь преподобного Сергия Радонежского и предназначался для отпевания умерших; верхний храм имел посвящение иконе Богородицы «Всех скорбящих Радость». После революции церковь упразднили. Сейчас в здании церкви на первом этаже находится архив больницы, а на втором этаже слушают лекции и смотрят фильмы студенты Первого МГМУ имени Сеченова, для которого больница является клинической базой. В ходе недавнего ремонта на сводах алтарной части храма обнаружили старые фрески.

После революции, в 1918 году больнице присвоили имя «Всемедикосантруд» по названию профсоюза медицинских работников. В 1924 году эта организация была переименована в «Медсантруд», и название больницы стало «имени Медсантруд». До сих пор на фронтоне главного усадебного дома можно видеть это чудаковатое название, столь привычное в советские времена. В 1920-е годы больница находилась в ведении Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), и в старинных баташевских погребах и подвалах нашли свое последнее пристанище около тысячи убитых с 1921 по 1926 годы. Как они туда попали, были ли там расстреляны или их тела привозили из ближайших московских «концлагерей» и производили опыты — неизвестно. Только пролежали здесь останки вплоть до 1991 года. Это были студенты, преподаватели, литераторы, врачи, в том числе иностранцы (венгры, поляки, чехи, латыши), которые обвинялись в шпионаже и участии в контртеррористических операциях. В 1990-х годах все тела были эксгумированы и перезахоронены. Об этом печальном периоде в истории усадьбы свидетельствует огромный серый гранитный валун, установленный слева от главного входа на территорию больницы. На камне закреплена металлическая пластина с именами лишь некоторых реабилитированных, а остальные еще ждут своего часа…

В годы Великой Отечественной войны на базе больницы был организован эвакогоспиталь № 5004 на 1000 коек, где около 19 тысяч солдат и офицеров смогли получить квалифицированную медицинскую помощь. Именно в этом госпитале, впервые в стране, в 1943 году для лечения раненых стал применяться пенициллин, изучалось его действие при различных видах ранений на органы и системы больного.


В 2015 году больница получила имя Ипполита Васильевича Давыдовского, крупнейшего отечественного профессора-патологоанатома. Он пришел сюда на должность прозектора еще в 1912 году и с того времени до конца его дней больница стала его вторым домом. В 1931 году в больнице располагалась кафедра патологической анатомии второго медицинского института, которой до конца жизни руководил И.В. Давыдовский. Бюст врача, имя которого носит ныне больница расположен справа от главного входа, а в больнице работают его прямые потомки.

Больница славится своим квалифицированным медицинским персоналом. Сюда на лечение попадают не только жители района, к хорошим врачам стремятся многие известные деятели культуры. Но лучше не попадать туда вовсе, а быть здоровым! И просто так любоваться на роскошную старинную усадьбу, вспоминать семейные балы Баташева и Шепелева, отдаваясь во власть очарования архитектурного шедевра и крутого горного ландшафта этих мест.

В 2015 году больница получила имя Ипполита Васильевича Давыдовского, крупнейшего отечественного профессора-патологоанатома