Меню
Меню
#колонка архитектора
«В элитном сегменте жилья надо использовать традиционные материалы: кирпич, дерево, алюминий»
Николай Шумаков
Николай Иванович Шумаков

Гость нашей редакции – Николай Иванович Шумаков, главный архитектор АО «Метрогипротранс». Список его регалий весьма внушительный: заслуженный архитектор РФ, академик Российской академии художеств, академик международной академии архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, член союзов архитекторов и художников. Президент Союза московских архитекторов, президент Союза архитекторов России, член совета при Президенте РФ по культуре и искусству, член Архитектурного и Художественного советов Москвы, член Общественного и Архитектурного советов Московской области, профессор МАРХИ.

Являясь руководителем процесса проектирования подземных объектов, он определяет стратегию развития архитектуры метро. Под его началом идет разработка новых концептуальных решений архитектуры подземных сооружений и иных транспортных объектов. Николай Шумаков является автором многих станций метро, как в Москве, так и в других городах.

За последнее десятилетие под руководством Николая Шумакова были запроектированы и построены уникальные сооружения: первые в России монорельсовая транспортная система и линия легкого метрополитена и линия мини-метро, первый в Москве вантовый мост со встроенным ЗАГСом («Живописный мост»), крупнейший в Европе аэровокзальный комплекс Внуково-1 и терминал «А», высокоскоростная железнодорожная магистраль «Москва-Казань» с пятью вокзалами.
Николай Иванович рассказал о том, как он оценивает эстетическую составляющую премиального жилья в Москве, почему лично для него квартиры в «сталинке» и в качественном современном доме равнозначны, какие факторы мешают архитекторам создавать достойные проекты и какие материалы помогают фантазии взлетать.
Сейчас первичный рынок жилья в премиальном и элитном сегменте переживает небывалый бум...
— Даже если такой бум и существует, то очень редко появляются дома с ярко выраженной эстетической характеристикой, о которых можно было бы сказать, что это высокая архитектура. Мало качественной архитектуры, на которую можно равняться и с которой можно брать пример. Наверное, так и должно быть, но если мы говорим об элитном жилье, премиальном жилье, то ее отличительной чертой должна быть хорошая архитектура. А это, к сожалению, исключение. Если мы вступаем в сегмент премиального, элитного жилья, то мы должны нанимать на работу мастеров. Появляется достойный архитектор – появляется высокая архитектура. Не появляется – то, как бы мы ни называли премиальным дом с серенькой архитектурой, он так и останется сереньким. И продать его будет достаточно сложно, потому что все равно это не премиум-класс.
Какие-то новые материалы стали использоваться в последнее время?
— Если говорить о премиальном сегменте жилья, то, скорее всего, здесь должны использоваться традиционные материалы, в которых комфортно, удобно, безопасно жить. Это кирпич, высококачественный бетон, дерево, алюминий. А если говорим о каких-то многослойных пластиках, которые, к сожалению, таят в себе очень много негативных качеств, но широко применяются в современной архитектуре, скорее всего, для этого класса жилья они не подходят. Традиционный материал всегда будет предпочтительней для потребителя, чем новый, прогрессивный, который непонятно как себя поведет завтра.
Бытует мнение, что дома, которые строились в сталинскую эпоху, особенно надежные. Как думаете, это обоснованное мнение или это обычный страх людей перед всем новым? Условно, человек квартиру не в новостройке хочет купить, а в доме сталинской эпохи…
— Я понимаю тех людей, которые охотнее купят себе жилье в «сталинке», потому что в свое время сам так поступил. Купил квартиру на Песчаной улице и был счастлив, потому что надежность ощущалась во всем и ощущается до сих пор. Приходишь домой – тебе хорошо, потому что входишь в удобный подъезд, чувствуются впечатляющие объемы, видишь классическую архитектуру. Вот тебе колонна с энтазисом, с базой, с капителью… Что еще нужно человеку?! Потом оставил это жилье своим детям, переехал в современный дом. И если это качественный дом, то никаких страданий по поводу переезда из якобы хорошей архитектуры в якобы плохую быть не может. Хороший дом всегда будет хорошим, в каком бы стиле он не выполнялся – сталинском, современном, хрущевском, брежневском. Если дом качественный, то и качество жизни в нем будет соответствующим.
Можно ли сказать, что мы идем с точки зрения архитектуры и строительства по пути инноваций, или отстаем от зарубежных коллег?
— Ну что значит по пути инноваций? Например, когда мы начинали строить Москву-Сити, то сфера высотного строительства была для нас совершенно новой. Мало кто из специалистов: архитекторов и конструкторов, понимал, как это можно спроектировать и построить. Для нас это тогда были инновации. Сейчас, конечно, появились специалисты, которые владеют технологией проектирования и строительства высотных домов. А если говорить о новых отделочных материалах, то мы их активно применяем. Появляются объекты с удивительной архитектурой, которые именно за счет применения инновационных материалов имеют качественно новое звучание. Тот же алюминий, который является одним из самых востребованных материалов в современном строительстве – он легок, эстетичен, легко принимает любые формы, что крайне важно для архитектора. Он использовался при строительстве олимпийских объектов в Сочи (прим. ред. – ледового комплекса «Большой», биатлонного стадиона «Лаура» и центра санного спорта «Санки»), «Стеклянной коры» в парке Зарядье, «Гиперкуба» в Сколково, небоскреба «Лахта центр» в Санкт-Петербурге и во многих других. В апреле мы провели большой форум «Алюминий в архитектуре и строительстве 2019», где продемонстрировали все возможности этого материала.
Кстати о новом, какие тренды наиболее заметны в мире российской архитектуры?
— Тренд один: мы ориентируемся на новую современную качественную архитектуру. Других не существует. Это не начало двадцатого века, когда вдруг появился модерн и расцвел пышным цветом. Потом вдруг пришел конструктивизм – тоже ярко выраженный стиль. Потом сталинский ампир, потом хрущевская архитектура. Это направление в архитектуре прочитывается и по сей день. Мы обливаемся горячими слезами, наблюдая ту самую «хрущевскую» архитектуру. В какую архитектурную эпоху мы живем сейчас, наверное, мы поймем через десяток лет. Но, мне кажется, что эта архитектура отвечает полностью потребностям сегодняшнего дня.
С какими проблемами на практике сталкиваются современные архитекторы?
— Проблемы у архитекторов всегда одни и те же. Это профессия, зависимая от многих факторов. Приходит заказчик со своим видением объекта – пытается навязать архитектору свое мировоззрение. Слабый архитектор все проглатывает – и получает проект, которому «сам не рад», зато удовлетворяет заказчика. Потом следующая стадия: технический заказчик, который имеет возможность построить только такой объект, а не реализовать задумку архитектора. В это же время появляется строитель, который имеет свою технологию и никакую другую. Наложение многих факторов определяет качественный или не очень продукт получится в итоге. Есть мощные архитекторы, которых не сломить и которые отстаивают свои интересы от первой линии до ввода объекта в эксплуатацию. Но их, к сожалению, мало. Это сильные личности, которые могут перебороть ситуацию. А если говорить об общем процессе, об архитекторах вообще, то сложностей очень много. Кто-то из нас выходит с честью из ситуаций, а кто-то несет потери, которые искажают облик объекта до неприличия.
Как вы взаимодействуете с застройщиками?
— У меня же конкретный застройщик, я строю в основном подземные объекты. Мы живем в любви и гармонии. Крупнейший застройщик в сфере метростроя – «Объединение ИНГЕОКОМ». Я знаю их возможности, поэтому каждый проект возвращает нас к предыдущему опыту, все делается с оглядкой на то, что может сделать тот или иной подрядчик. Такая профессия, по-другому не получается.
Какие задачи решает Союз архитекторов, какие ставит перед собой цели?
— Союз архитекторов – это единственная крупная организация, которая отстаивает интересы архитектурного сообщества и архитектуры в общечеловеческом смысле. Союз архитекторов борется за качественную архитектуру каждым своим действием, каждым своим мероприятием, будь то выставочная экспозиция или смотр-конкурс. Мы шаг за шагом продвигаем российскую архитектуру и отстаиваем интересы профессии. Это основное, чем мы занимаемся, и, думаю, что делаем это достойно. Мы любим архитектуру, мы любим человека в этой профессии. Если есть любовь – значит, будет и продвижение в должном направлении.