Меню
Меню
#среда обитания
Современные шедевры архитектуры
«Мы формируем наши здания, а затем наши здания формируют нас», — Уинстон Черчилль 1943 г.
Три кита архитектуры

Одним из важнейших факторов, определяющих качество жизни, всегда были дома, в которых человек живет. Причем наши предки уделяли им гораздо более пристальное внимание, чем мы сегодня. Они справедливо полагали, что грамотно рассчитанные и красивые пространства благотворно влияют не только на настроение, но и на развитие талантов и личностных качеств, физическое и психическое здоровье, а также на формирование общественных нравов в целом.

Исторически архитектура формировалась одновременно в трех измерениях. Прежде всего, это внутреннее пространство – то, чем человек осознанно решил себя окружить. Затем сами здания как формы, в которые заключено это личное пространство. И наконец, то, как эти формы взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой, образуя наше общественное пространство и в итоге определяя то, что древние римляне называли «гением места».

В элитарных кругах сочетание трех измерений было основополагающим, именно поэтому, например, изучая сегодня Трианон, Вилла Ротонда и подобные шедевры архитектуры, создававшиеся для знати своего времени, всегда грамотно сочетали все три составляющих, соблюсти равновесное сочетание которых считалось особым искусством.



США, (прежде всего Нью-Йорк, Чикаго и Бостон) - страна, пережившая экономический рассвет и, как следствие, архитектурный бум, обусловленный целым рядом причин, таких как накопление капиталов, удаленность от неспокойной Европы, возможность привлечь лучших мастеров со всего мира. Там активно использовался весь мировой багаж знаний и опыта, восполняясь и эволюционируя за счет новых технологий. В американской архитектуре XX века нашли блестящее воплощение такие стили, как итальянский ренессанс, ар-деко и, конечно, боз-ар. До сих пор многоквартирные здания и таун-хаусы, построенные в первой трети прошлого века, считаются мировым эталоном жилья, оставаясь самой дорогой и престижной недвижимостью в мире. Такие дома и теперь приковывают внимание, а архитектурное совершенство их внутренних интерьеров в целом, и в частностях ценится как национальное достояние. Больше всего превосходных памятников архитектуры, относящихся к жилой недвижимости, находится на верхнем Манхэттене, особенно в Верхнем Ист-Сайде*

Эволюция сознания

Понимание и, как следствие, требования к качеству жилья, прежде всего к его внутренней составляющей, к логике пропорций и общей гармонии в последние годы сильно занижены и часто сводятся к разложению его на составляющие и перечислению материалов. Однако, подходя к Трианону, мало кому придет в голову разложить его на детали, или узнавать, сколько стоил мрамор для статуи Давида, сколько кожи пошло на пошив сумки Биркин. В настоящих предметах искусства, да и просто в качественно сделанных вещах это имеет второстепенное значение, поскольку самостоятельно материалы не представляют ценности, а являются лишь инструментом для реализации заложенной идеи.

В правильной классической архитектуре все должно быть гармонично – мельчайшая неточность, небрежность по отношению к деталям, может выдать подделку даже человеку, несведущему в

архитектуре, так же, как привлечет к себе внимание, например, неестественно вывернутое колено у мраморной статуи. Истинная архитектура – это комплексное знание со множеством нюансов, доступных далеко не каждому, именно поэтому так грустно выглядят новодельные московские «тадж-махалы», возведенные за последнее десятилетие, соседствующие друг с другом, наивно скроенные в тщетной попытке приобщиться к благородному образу жизни - ведь Тадж-Махалов с соседями не бывает…

Изучение люксового рынка в нашей стране шло стихийно, и за последние 20 лет высшее общество сделало большой шаг вперед: проникновение в Россию модных мировых тенденций превратило практически каждую жительницу Москвы в икону стиля, автопаркам московских бизнесменов может позавидовать заядлый европейский автоколлекционер, и вот, наконец, дошла очередь до жилья. Наша знать, наконец, осознала, что современного европейца, у которого есть все, кроме достойного жилья, можно сравнить с кочевником на шикарном скакуне, ночующим в кибитке.






*О современных лучших домах верхнего Ист-Сайда и их обитателях (Блумберг, Блаватник, со своей знаменитой покупкой в 75 млн долларов, Абрамович, Том Круз, Вуди Аллен)




Эволюция образа жизни

Люкс нельзя купить за деньги, это отражение образа жизни (неточная цитата Дэвида Монна). Так сложилось исторически, что знать жила в поместьях, отделенных от остального пространства просторными угодьями, вдали от городской суеты. Гранд Отели же, которые по неизвестной причине начали воспроизводить для себя пару десятилетий назад первые зажиточные российские бизнесмены, имели другой функционал, так как строились для путешественников, желающих вдали от дома сохранить комфорт, к которому привыкли. Постепенно вошли в моду так называемые «дальние дачи», на Лазурном берегу и в других точках мира, признанных мировой элитой. Затем появилась тенденция приобретения дополнительных домов в городах, где приходилось часто бывать путешествующей знати (Pied-a-Terre – «стопа на земле»), потом это уже стало не просто необходимостью, но своеобразным признаком хорошего тона для людей высшего сословья иметь компактный дом в самом престижном районе. Позже, с развитием технологий и усовершенствованием мореходного дела возник новый вид «дома на воде» - настало время яхт, по комфорту и размерам не уступающих иным домам. Для каждой ситуации необходимо свое жилье, где качество и уместность имеют большее значение, чем размер, также как пассажирский автобус никогда не заменит DB9.

С повышением уровня знаний и благосостояния элиты постепенно осваивают разные форматы жилья, как совсем недавно автомобили на разные случаи жизни или дневные и вечерние наряды. В наше время, в эпоху становления московской элиты трудно переоценить появление Noble Row, в полной мере отвечающего завышенным ожиданиям представителей высшего общества, являясь не жильем в привычном его понимании, а нишевым продуктом, который формирует новый сегмент. Дома такого уровня не каждый сможет оценить, потому и рассматривать их как часть собственной коллекции могут немногие, по-настоящему разбирающиеся в тонкостях комфорта и истинной роскоши. Особенности его выходят за привычное представление о жилье как о «двушках» или «трешках», и часто не укладываются в голове российского обывателя. Кому придет в голову, обзаводиться двумя гостиными (утренней и формальной), вышколенным портье у входа в белых перчатках, задним двором в центре города, где можно выращивать цветы, и террасой с барбекю на этот самый центр? А зря, все это до сих пор никому не пришло в голову - ведь это те самые нюансы, которые составляли часть жизни аристократии с давних времен, той самой «Dolce Vita»…

Константин Акимов
О создателях Noble Row

Сравнивать этот дом с другими подобными домами бесполезно, потому что в России аналогов нет. А сравнивать имеет смысл только равные величины - когда отрыв слишком велик, остается только принять новую шкалу в системе ценностей. Основная мотивация создателей проекта братьев Аркадия и Константина Акимовых, по их же словам в том, что Москва давно заслуживала большой, коллекционной архитектуры, которая везде в мире является предметом повышенного внимания элиты. Все в ней: интерьеры, пропорции, симметрии, безупречно работающие технические решения и, конечно, фасады, в которых увековечен архитектурный стиль классической французской школы, говорит о принадлежности к домам высшей касты. Собственную заслугу братья видят лишь в том, что вовремя разглядели тренд, разобрались в предмете и собрали лучших мировых профессионалов у себя на площадке. Состав участников действительно впечатляет и вызывает восхищение даже в Нью-Йорке, но Акимовы не менее горды своей собственной уникальной командой, которую им удалось собрать за долгие годы работы в России.

Практичный взгляд на искусство

В западной прессе и инвестиционной аналитике уже более десятка лет существует термин passion investment. Под этим словосочетанием понимаются активы, приобретенные под влиянием эмоций. К ним относят искусство, часы, винтажные лодки, олдтаймеры, трофейные дома. Рынок относит их к альтернативным вложениям, что несправедливо: исторически роль первых инвестиционных инструментов принадлежала именно им. В высших кругах испокон веков было принято держать капитал в ювелирных украшениях и произведениях искусства. Представители богатых династий, как бы ни были экстравагантны некоторые члены этих семей в своих поступках (вспомните хотя бы Ротшильдов), всегда делали акцент на коллекционировании и собирательстве уникальных ценных предметов. Уже тогда инвестиционная целесообразность таких вложений была очевидна, но в случае с предметами искусства она придавала объектам приобретения еще и эмоциональную окраску, ставя их на порядок выше во внутренней шкале эстетствующей элиты, чем ценные бумаги и облигации. Нельзя забывать, что даже самая блестящая коллекция (будь то живопись, ювелирные украшения, даже часовые механизмы) много теряет без достойной оправы, да и глупо, согласитесь, держать многомилионную коллекцию в хранилище, лишая себя возможности ей насладиться. Отсюда пошла тенденция на создание или приобретение соответствующих резиденций, где наиценнейшие экземпляры уникальных творений, передававшиеся из поколения к поколению, можно было выставить, не умаляя их достоинства. Очевидно, что критерии подбора и требования к таким домам были настолько выше общепринятых, что поставили их в один ряд с другими произведениями искусства, определив их, в свою очередь, как предметы коллекционирования. Им даже дали определение – trophy property (трофей, завоевание). Трофейная недвижимость - не просто стандартный набор характеристик, который должен отличать отдельно взятый объект от всех других. Это целый мир, art de vivre, образ жизни, диктующий свои условия. Основное, что отличает трофейные от любых других - это высочайший уровень и уникальность применяемых технологий и строительных решений, которые обеспечат дому красивое старение и бесперебойную работу всех систем на протяжении десятков, а то и сотен лет жизни, делая его предметом наследования, частью семейных ценностей.

На сегодняшний день Россия является абсолютным лидером в списке стран с высокой долей так называемых «альтернативных инвестиций». Но, к сожалению, даже несмотря на то, что Москва всегда являлась крайне желанной локацией для покупки недвижимости (пользуясь особой популярностью у миллиардеров из Китая, Кореи, Арабских стран), объектов недвижимости, которые можно было бы рассматривать как коллекционные, на ее территории до недавнего времени не было. Нашей элите ничего не оставалось, как приобретать резиденции желанного уровня за рубежом. Все слышали о нашумевших покупках Леонида Блаватника, Дмитрия Рыболовлева и многих других, продолживших традицию охоты на «трофеи», дабы снискать благосклонность мировой элиты и быть признанными ее частью. За последние пару лет ситуация на российском рынке в корне изменилась, и Москва, наконец, заняла свое место на карте мировой трофейной недвижимости, благодаря весьма неожиданному появлению в самом сердце города комплекса особняков с аристократичным названием Noble Row.

Noble Row практически распродан. Создатели весьма сдержанно анонсируют выход еще двух проектов - в Санкт-Петербурге и в центре Москвы, таких же безупречных и стильных, но совсем других по формату. У Акимовых есть правило - никогда не повторяться. Коллекционного жилья и не может быть много, да и трудно себе представить, сколько сил и труда десятков звездных команд требуется, чтобы создать подлинный шедевр.

Марина Долотова