Меню
Меню
#искусство жить
В театре, как и в жизни, главное — настоящее…
«Какая среда естественна для человека? Любовь. И дом у людей чаще всего ассоциируется с любовью, это крепость, где хорошо, безопасно, где можно быть самим собой...»
В каждом номере мы стараемся обязательно в той или иной мере затронуть тему искусства. Если бытовая жизнь человека определяет его материальное благополучие, то духовная – его бытие в более глобальном смысле, оправдывает существование, помогает обрести его смысл. Едва ли можно говорить о полноте этого бытия, если человек не пытается нащупать собственные границы и раскрыть потенциал в прекрасном: словах, музыке, живописи, актерской игре… Поговорить о театре мы пригласили режиссера и актера, Владимира Ясного, который ищет новые формы для постановок и позволяет взглянуть со стороны на самих себя.
Владимир Ясный режиссер-постановщик, актер и сценарист. Последней актерской работой стала роль в фильме Каримова "Всё и сразу. Самым важным проектом для себя считает участие в творческом коллективе КАНА (Kana production). Гильдия была образована четыре года назад, в нее входят актеры, режиссеры, музыканты, фотографы, художники, сценографы, бутафоры, сценаристы, видооператоры и даже люди не творческих профессий, например, занимающиеся в том числе и недвижимостью. Гильдия (или как сейчас принято выражаться - продакшн) реализует разные проекты: съёмки музыкальных клипов, документальных и художественных фильмов, организацию масштабных фестивалей, сценических постановок, телевизионных и интернет-передач. Однако, самый значимый проект, по мнению самого Владимира — сценожурнал «Духовка», в котором каждый участник реализует потенциал в соответствии со своей природой.
Владимир, расскажите подробнее о «Духовке», что вы хотите донести до зрителей в своих спектаклях? Почему это важно?
— "Духовка" - это сценожурнал. Есть киножурнал, а у нас рубрики оживают на сцене. Мы выбираем интересующую нас тему и на основе неё создаём очередной выпуск. С периодичностью примерно раз в сезон. Изначально сценожурнал задумывался не как определенный проект: дружеское общение в коллективе выливалось во что-то творческое, что захотелось показать на сцене. Основная цель «Духовки» — обнажить перед зрителем наши взаимоотношения друг с другом.

Первый выпуск этих размышлений, воплощенных в сценках, — «Приоткрытие», вышел в мае 2016 года. Это была проба пера. Затем сформировался второй выпуск — «Нечайная церемония», который был представлен в июне. Оба этих спектакля были выполнены в жанре дивертисмент, то есть номера были не связаны между собой.

Третий выпуск, «Иллюзии», вышедший первый раз в ноябре, уже больше походит на целостный спектакль. Общей идеей этого выпуска, как несложно догадаться, стали иллюзии, или заблуждения — например, часто люди думают, что в их невысокой зарплате виноват начальник, либо какие-то другие обстоятельства, мы предлагаем зрителю рассмотреть эти моменты более обстоятельно; еще есть иллюзорные «уловки», когда, к примеру, люди считают, что их доход увеличится, если они станут работать гораздо усерднее, или будут значительно счастливее, если осуществится какая-то их мечта. Мы ставим своей задачей раскрыть эти темы в формате живого общения, где зачастую актёры обращаются непосредственно к зрителям, вовлекая их в действие. И, как ни странно, это сработало. Ведь избавиться от заблуждений, перестать себя обманывать и увидеть реальность, жить здесь и сейчас, в настоящем моменте, не ожидая «светлого будущего» — не правда ли, это важные аспекты жизни?

В результате выпуск оказался весьма успешным, стали появляться все новые и новые желающие посмотреть его — спектакль прошел уже четыре раза, последний состоялся 2 марта, следующий будет 22 марта. Сейчас мы также готовим четвертый выпуск, в котором раскроем тему обмана. "От обмана к розыгрышу, от розыгрыша к игре" — таков слоган этого выпуска. От иллюзий обман отличает знание правды, то есть речь будет идти именно о намеренной лжи. Он выйдет весной, скорее всего, в мае.

Так, изначально бесплатные выпуски «для своих» превращаются во вполне коммерческий проект. Думаю, успех «Духовки» заключается как раз в отсутствии обмана, иллюзий и искусственности. Мы не пытаемся что-то доказать или чему-то научить, мы просто показываем воплощенные в театральной форме собственные искренние мысли, делимся опытом, переживаниями и рассуждениями. Научить человека нельзя, только он сам может научиться, если захочет.

В каком направлении, на ваш взгляд, движется современный театр, и какое место в этом занимает сценожурнал гильдии?
— На мой взгляд, ничего кардинально нового в театре сейчас не происходит. Да, появляются новые внешние формы, но суть остается прежней. Есть два пути развития любого искусства, и театра в том числе. Первый — исполнение долга, движение по своему пути, создание глубокого, настоящего, того, что идет из сердца. Это пытливый театр, который старается докопаться до истины. И второй — экстравагантная попытка привлечь внимание, то есть погоня за популярностью и славой, и не важно, каким способом (самое простое — игра на примитивных инстинктах, скандалах). Это помпезный театр, «попкорновый».

Но по большому счету, такая слава — это источник страданий, потому что вызывает привязанность: люди привыкают к тому, что о них все говорят. В этом и кроется опасность — искусственная популярность может очень быстро растаять, поскольку это только иллюзия. Сегодня твой театр гремит, он на устах у всей страны или мира, а завтра в другом театре появится новая, еще более скандальная постановка, и зритель убежит туда, а тебе останется думать, в какой новый фантик завернуть свою пустышку.

Хотя слава сама по себе совсем не плоха. Если известный человек совершает достойные поступки, то он может стать хорошим примером для других. К сожалению, мало кто из современных "великих" осознаёт эту ответственность — они пытаются привлечь к себе внимание любым способом, не задумываясь над тем, что обычные люди склонны повторять за ними. Простые люди привлекаются этой "помпезной" стороной, но не видят последствий, поэтому думают, что это и есть настоящая жизнь.

Что действительно интересует людей? Настоящее. Но настоящее вовсе не синоним материального величия. Какой-то писатель сказал: «Каждый человек мог бы написать, по крайней мере, один гениальный роман — биографию своей жизни». Обратите внимание, в русском языке слово «настоящее» имеет два смысла — текущий момент и истинность. В английском тоже интересно: present — это настоящее и подарок. Если человек живет настоящим моментом, своей настоящей жизнью — это лучший подарок для него и его близких.

На этом держится наша «Духовка». Теперь у нас в планах сделать свой театр, мы ищем подходящее для этого помещение, в котором будем ставить спектакли определенной направленности — о морали, нравственности, истинных, настоящих ценностях. Чтобы люди, собираясь на наши спектакли, не задавались вопросом, а можно ли смотреть их детям, а хорошие ли сны будут сниться после похода в театр, не воспитывает ли постановка дурных наклонностей...

Выходит, ваше творчество и гильдии КАНА — настоящее...
— Мы к этому стремимся, да.
Где вы общаетесь, где рождаются идеи для новых спектаклей, где вы репетируете? Место как таковое имеет значение в творческом процессе?
Мы собираемся дома — ходим друг к другу в гости. Какая среда естественна для человека? Любовь. И дом у людей чаще всего ассоциируется с любовью, это крепость, где хорошо, безопасно, где можно быть самим собой.

Кроме того, сценожурнал, можно сказать, строится именно на домашней атмосфере: мы же хотим обнажить перед зрителем свою дружбу, показать свои отношения, сокровенные мысли. На самих спектаклях, которые сейчас проходят в камерной обстановке, в небольшом зале с маленькой сценой, мы стараемся создать такую же домашнюю атмосферу: устраиваем чаепития с угощениями для зрителей. Репетируем мы тоже по большей части дома, и только на самых последних этапах, технических, — уже на сцене.

Атмосфера дома — неповторима, никакое общественное место не может ее заменить. Это относится даже к пище — я вот, например, не ем в ресторанах, где не знаю, кто и в каком настроении готовит, а для меня это очень важно: я стараюсь жить осознанно, особенно по части того, чем меня "кормят"... во всех смыслах, телевизор я тоже не смотрю…

— For a footnote, for it to be used in-text, the writer found some content necessary to include with the manuscript, however less initially important than the main copy. Therefore, it is necessary for the main copy to have more hierarchy than the footnote.
Владимир, а что такое дом лично для вас?
— Я вырос в Жуковском, там потрясающая природа, рядом лес, буквально у меня перед окнами бегают белки по веткам, птицы кормятся стаями из кормушки на балконе. Там мне удобно писать сценарии, монтировать видео, в общем, заниматься творчеством. В Москве же много других дел, именно здесь проходит большинство рабочих встреч, здесь мы показываем свои спектакли. Но Москва для меня, как и любой другой большой город, — это, я бы сказал, «ад с кучей возможностей»: с одной стороны, камень, выхлопные газы, отсутствие земли и домашнего хозяйства; но с другой стороны, так много людей, столькому можно научиться и поделиться с другими. В идеале я бы хотел жить "на земле". Но в моем случае это несбыточные мечты: учитывая свою природу, я должен искать возможность приносить пользу людям среди камней и выхлопных газов.

Впрочем, у нашего коллектива есть вполне осуществимая мечта, которая совпадает с моим личным желанием: мы хотим организовать своего рода поселение, состоящее, условно, из таун-хаусов — 5-6 домиков, со своими садом и «сараем» — мастерской, где смогут трудиться наши скульпторы и художники, где будет сцена для репетиций, а возможно, и здание театра неподалёку.

Причем совсем необязательно, чтобы это поселение располагалось далеко от города. Есть нечто похожее практически в центре — «Городок художников» в районе Аэропорт, недалеко от метро «Динамо». Хорошо было бы, чтобы наш «творческий поселок» располагался в каком-нибудь зеленом районе, например, в Серебряном бору. Так мы совместили бы все свои ценности — жизнь «на земле», и близость к городу с необходимыми для нашей деятельности возможностями.

Для осуществления этого плана не нужно покупать дома, можно снять их в аренду…
— Да, это так, к тому же мы не рассматриваем этот образ жизни как самоцель — главное то, зачем нам все это нужно. Когда есть понимание смысла, когда действуешь в соответствии с высшим замыслом, жизнь сама дает тебе все необходимое, то, что требуется для достижения цели, если она угодна Всевышнему.

Беседовала Мария Перевощикова
Спектакли проходят в театре 31, Цветной бульвар, д. 28с1.