«Король» московского модерна
Выдающийся отечественный архитектор Федор Осипович Шехтель считается непревзойденным мастером московского модерна. Однако он построил в России множество красивейших домов и замков в самых различных стилях. Возведенные по его проектам особняки до сих пор являются одними из лучших в Москве. Миллионы пассажиров вот уже более 100 лет могут любоваться необычным зданием Ярославского вокзала, выполненным в русском северном стиле с высокой теремной крышей и ажурной решеткой над ним. Внимательный прохожий может увидеть там диковинные мозаики с рыбами, ракушками, солнцем, облаками, ягодами и монастырскими строениями. По фасаду и внутри вокзала – лепные изображения белых медведей, моржей, яблок, голубя, барана, буйвола и шишек. По крови немец, по месту рождения русский Шехтель, восхищался и тяготел к мотивам древнерусского зодчества.
К коронации Николая II архитектор выстроил на Триумфальной площади деревянный павильон с шатровой башней в неорусском стиле. На Международной выставке в Глазго в 1901 году Шехтель поражает всех своими сказочными теремами российских павильонов и получает после этого статус «академика архитектуры». Именно тогда, заграницей, Федор Осипович воочию знакомится с домами в стиле модерн (или ар-нуво) и по приезду в Москву вписывает его элементы в здание типографии А.А. Левенсона. При входе в один из корпусов он делает лестницу в форме волны, мотив которой больше и ярче будет воплощен в 1903 году в особняке С.П. Рябушинского.
Этот особняк по праву считается вершиной московского модерна: в нем все имеет определенный смысл и о многом рассказывают детали. В орнаментах отражены природные стихии, содержатся знаки и символы христианского мира. Фасад имеет разные по размеру, форме и декоративному оформлению окна, которые будто увиты ростками деревьев. На балконах - решетка, похожая на рыбью чешую и «совиные глаза». С внешней стороны дом украшен мозаикой с изображением орхидей. Внутри дома – гигантская лестница-волна, светильник в форме медузы и черепахи, цветные витражи, потолочная лепнина с улитками, ширмы в виде богомолов и причудливые дверные ручки. На верхнем этаже зодчий устраивает моленную и украшает древними ее христианскими символами, диковинными изображениями райского сада и надписью на греческом языке. В настоящее время в особняке находится Музей-квартира Максима Горького, а в двухэтажном флигеле, также построенном Шехтелем для управляющего усадьбой – Музей-квартира Алексея Толстого.
До сих пор останавливаются прохожие перед его собственным домом, построенном в стиле средневековой готики в Еромолаевском переулке. Парадный вход ведет в огромную шестигранную башню - это путь для гостей дома, там главная лестница. Мозаичные изображения трех ирисов (бутон, расцветший и увядающий цветки) будто говорят входящим о стадиях человеческой жизни: детстве, зрелости и старости. Кстати, деньги на постройку своего второго дома, архитектор получил в качестве первого транша за еще один шедевр – особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке (ныне Дом приемов Правительства МИДа).
Федор Осипович строил храмы, дома, особняки, магазины, офисы, типографии, театры и кинотеатры, заводы, дачи, часовни, манежи и гостиницы. Здание МХАТа в Камергерском переулке и Библиотеку-музей в Таганроге он спроектировал бесплатно, отдавая дань памяти своему лучшему другу Антону Павловичу Чехову. Шехтель возвел собственное надгробие на Ваганьковском кладбище, где и был погребен в июле 1926 года. Талант человека, столько сделавшего для украшения Москвы, в последние годы стал никому не нужен. Незадолго до смерти он пишет обширное письмо знаменитому издателю Ивану Дмитриевичу Сытину, в котором просит помочь продать уникальные вещи из личной коллекции, чтобы хоть как-то, пусть и ненадолго, обеспечить сносную жизнь пожилой супруге и больной дочери. Это письмо завершается такими строчками: «Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. — Глупо, но я чист».
Первая мировая война, массовые послереволюционные репрессии в отношении граждан не российского происхождения и иностранцев, последующая Вторая мировая, надолго затмили образы замечательных немцев, оставивших о себе в Москве добрую память. В книгах и путеводителях старались избегать упоминаний о них, потомки от страха меняли свои немецкие фамилии на русские. Только с конца 1980-х годов интерес к наследию, которое оставили после себя выдающиеся архитекторы немецкого происхождения возник с новой силой и продолжает развиваться в наше время, открывая все более интересные сведения и подробности.
Продолжение следует. Читайте в следующем номере продолжение статьи.