Меню
Меню
#среда обитания
«Галантный век» в истории русской мебели

Осенью этого года в Государственном музее А.С Пушкина проходила выставка «Узор отточенный…» посвященная русской наборной мебели XVIII века. В рамках проекта были представлены экспонаты музея Пушкина, предметы мебели из собраний Государственного Исторического музея, музеев-усадеб «Останкино», «Кусково» и «Архангельское», и частных коллекций семьи Михаила Карисалова и Андрея Руденцова. Пользуясь случаем, мы попросили куратора выставки, реставратора и заведующего отделом реставрации музейных коллекций Государственного музея А.С. Пушкина Александра Богатырева рассказать об удивительных произведениях мебельного искусства, которые по праву можно считать «малыми архитектурными формами», отразившими целую эпоху.
Рождение прекрасного

Отличительная особенность наборной мебели в уникальной технике нанесения на нее рисунка– маркетри. Мастера составляли узоры из различных пород древесины на плоскости мебели, подбирая узор и цвет так, что дополнительных инструментов и материалов, например, красок, не требовалась (в некоторых случаях, правда, использовалась латунь, перламутр, слоновая кость). Необходимо отметить, что в допетровские времена мебель в России носила лишь утилитарное значение – лавки, столы, сундуки изготавливались добротными и функциональными, разве что иногда их украшали росписью или локальной резьбой, характерной для определенной местности. После знаменитых реформ, отношение к мебели и предметам интерьера начало меняться, формировались эстетика, вкус, зарождались традиции, в рамках которых переосмысливался зарубежный опыт. В XVIII веке из Европы пришла мода и на наборную мебель, причем предметы интерьера обрели и неповторимый рисунок, и более элегантные формы.

У кого живет ломберный столик?

Самыми изысканными элементами интерьера дворянство украшало парадные части дома, а некоторые предметы мебели стали неотъемлемыми атрибутами, указывающими на статус владельца. Например, в конце 18 века в дворянском обществе стала невероятно популярной карточная игра ломбер, для которой был специально введен в обиход ломберный столик. Такой предмет интерьера изготавливался строго по определенным канонам и поселился во всех приличных домах на правах любимца. Раскладной, четырехногий, с сердцевиной из дорогого сукна и обязательными выемками для фишек, в сборном виде он приставлялся к стене и выполнял роль консоли. Не удивительно, что поверхности ломберных столиков стали своего рода полотнами для фантазии мастеров, занимавшихся декоративным убранством.


Эпоха маркетри

Техника маркетри быстро стала популярной среди дворянства, но такая мебель изготавливалась штучно. Еще в начале 18 века мастеров отправляли обучать за границу, а затем навыки передавались от отца к сыну. В начале 19 века традицию сплетать узоры из богатого ассортимента сортов деревьев потеснил строгий ампир, и излишний декор ушел на второй план. Ампир стал последним «чистым» стилем, после которого мы можем видеть лишь реплики (нео- и псевдо стили, свойственные эпохе реконструкции). Однако «поцарствовав» всего-то один век, наборная мебель успела занять свою уникальную нишу в истории русских интерьеров, войдя в обиход и став свидетелем быта императорских особ, князей, и таких знаменитостей, как Александр Сергеевич Пушкин или его супруга Наталья Гончарова.



Имен мастеров, работавших в технике маркетри, в наши дни известно немного: Никифор Васильев, Матвей Веретенников, Василий Тихомиров. Сохранились работы охтинских мастеров, кроме того произведения никому не известных крепостных краснодеревщиков. К примеру, немало мебели, ставшей, поистине, культурным наследием, досталось нам из интерьеров усадеб и дворцов Юсуповых, Шереметевых, Апраксиных. «Убранства домов высшего света составлялись тщательно, такая мебель не покидала стен родового гнезда, - рассказывает Александр Богатырев. – Конечно, тому же графу Шереметеву было выгоднее вырастить своего мастера среди крепостных, чем заказывать знаменитостям один предмет за другим. К тому же и среди крестьян попадались истинные самородки, чьи работы рассматривать сегодня не только приятно, но и познавательно».
По следам старинных гравюр

Рисунки на секретерах, бюро, комодах, столиков различного назначения могли быть самыми разными – некоторые из них удивляют тончайшим рисунком. Например, полупрозрачные стебли витиеватых растений вырезались из дерева, затем на плоскости, куда накладывался рисунок, вытачивалась под него выемка, и в нее вклеивался сам узор из контрастного по цвету сорта дерева. Популярный паркетный рисунок перекликается с возникшей в то же время модой на изысканные паркетные полы (пришедшие к нам из Франции), а другой распространенный способ декора – нанесение рисунка с гравюры. На некоторых экспонатах сюжеты выполнены настолько точно, что удается даже найти гравюры-образцы, с которых рука краснодеревщика их копировала. Но в некоторых случаях, рисунок словно обрывается. «Здесь особенно легко проследить историю создания шедевра, - комментирует Александр, указывая на изображение городской панорамы, - вероятнее всего, заказчик не доверил мастеру гравюру и лишь дал рассмотреть, не рискнув оставить их в грязной мастерской. Поэтому дома имеют объем по центру, но заканчивается рисунок «плоскими» изображениями, словно руку мастера остановила простая и незамысловатая данность: срисовывать было не с чего…».
Нам же остается теперь лишь любоваться рисунками и узорами из теплого и послушного в умелых руках дерева, умеющего говорить своей текстурой и цветом не хуже знаменитого малахита из сказок Бажова.
Столик-бобик – это не смешно!

Невозможно не остановится на формах мебели и не удивиться тому, как они, будучи заимствованными из-за рубежа, вбирали в себя исконно-русские черты. Скажем, в классических секретерах-бюро легко угадываются силуэты русских усадеб – с характерными колонами и боковыми флигелями, удачно «преобразованными» в ящики для хранения бумаг. Рисунок с гравюры усадьбы на таком секретере-бюро лишь подчеркивает эту идею повторения архитектурной постройки в миниатюре. Отдельное внимание заслуживают столики-бобики для рукоделия. Если смотреть на такой столик сверху, то сразу становится понятно, откуда взялось смешное название. Крышка стола повторяет форму боба, - края выполнены в виде окружности, благодаря чему, человек за работой имеет возможность удобно расположить локти. Этот буквально «льнущий» к телу столик преимущественно использовался дамами для ручной работы. Один из выставленных экспонатов в свое время принадлежал Гончаровой. Конечно, родилась она многим позже своего столика-бобика, ведь в дом, где родилась будущая супруга Пушкина (для гостиной усадьбы «Полотняный завод»), его заказал дед Натальи Николаевны. Однако, передаваясь в наследство, он долго служил молодой хозяйке, и мог бы достаться ее внукам и правнукам, если бы не был передан в музей.