— А что сподвигло вас объединять художников, охотно ли они отзываются, и как вы начинали эту деятельность?
— Будучи сам художником, я понимаю, как эти люди не предприимчивы и порой оторваны от быта. При этом сейчас в стране критически мало объединений, которые бы поддерживали художников – по сути, культурные ценности, о которых мы постоянно говорим, остаются где-то в параллельном мире. Начинал я собирать таланты повсеместно, специально ездил по регионам, заглядывал в глубинку, посещал не только большие города, но и деревушки. Если в том или ином месте мне попадались музеи, я заходил, расспрашивал о местных самородках. Расскажу историю. Однажды я проезжал какое-то село и остановился у вагончика, в котором азербайджанцы держали что-то вроде кафе. На подхвате у них бегал какой-то русский мужичонка, по виду бич, грязный и нечесаный. Вот у него я и спросил, есть ли в их местности талантливые художники?
Я, - ответил он.
- А показать-то что есть?
И он повел меня куда-то в сарай, достал раму оконной форточки, на которой была натянута рубаха, а на рубахе томатной пастой и углем был написан потрясающий вид Питера. Оказалось этот мужичонка был учеником Андрея Андреевича Мыльникова (президента Российской академии художеств, конец 90-х, начало двухтысячных – прим. Ред). С его именем у меня тоже связана одна интересная история. Как-то мы гуляли с друзьями в Петровске, в Саратовской области, неподалеку от Дома Культуры. Сбоку от основного здания я приметил стеклянную веранду и табличку «Художник». Я заглянул в окно и обалдел, – к стене был прибит прямо гвоздями сквозь холст эскиз к 3-х метровой картине «На мирных полях», за которую Мыльников удостоился Сталинской премии третьей степени, и о которой мы читали в школьных учебниках. Оказалось, когда он писал знаменитое произведение, жил в Петровске, эскиз родственники сохранили, хотя и обошлись с ним по-варварски. Как сейчас помню, что купил я этот эскиз за три тысячи рублей. И продал, по необходимости, многим позже за 25 тысяч долларов. Кстати, сегодня за наброски Мыльникова шариковой ручкой на клочках бумаги коллекционеры готовы платить от 2 до 5 тыс. долларов. Вот так у нас порой формируется «ценообразование».
Таких художников, как ученик Мыльникова в России великое множество. Мы с коллегами работаем в человеческих условиях, многие добились успеха, в том числе и финансового, но остается обширный пласт талантливых людей – этакой соли русской земли, который по непонятной причине, остается чуть ли не за бортом. Мне бы очень хотелось вернуть в Россию традицию меценатства, чтобы великие предприниматели позапрошлого века вошли в историю, так же как в свое время Мамонтов, братья Третьяковы, Нечаев-Мальцов, Солдатенков, Морозовы и многие, многие другие, сыгравшие такую значимую роль в истории культурного русского мира.