Пронеслись лихие годы. Время изрядно потрепало Замоскворечье. В 30-х годах 20-го века – это глухие переулки, заросшие травой булыжные мостовые, разбитые тротуары. Ветхие двух или одноэтажные домики за щербатыми заборами, утратившие былой блеск особняки и доходные дома. Обветшавшие церкви без крестов, превращённые в склады – таков был пейзаж, окружавший новенький Дом писателей. Повсюду в коммуналках - от чердаков до подвалов - теснота и бедность. Всё смешалось: так называемые «из бывших», интеллигенция, рабочий люд (беглецы из голодных деревень), совслужащие, матёрые уголовники, спекулянты, мелкие воришки. А рядом - особняк Демидовых 18-го века, ставший в 19-ом веке городской гимназией. После революции его достроили, он стал общеобразовательной школой. В ней-то какое-то время, пока не построили образцовую школу № 1 в Лаврушинском (позже станет художественной), будут учиться писательские дети. Напротив Дома писателей - Третьяковская галерея, сбережённая от расхищения краса и гордость русского искусства.
Работа над проектом Дома писателей началась сразу же после официального создания Союза писателей в 1934 году. Дом стали строить на месте небольшого особняка с парком, на земле, некогда принадлежавшей старинному стрелецкому роду Титовых.
Вот выдержка из справки, составленной в 90-х годах Владимиром Валентиновичем Седовым, жителем Дома писателей, искусствоведом, историком архитектуры, академиком РАН, внуком советского поэта Владимира Луговского, одного из первых жильцов Дома:
«Этот внушительного вида дом был сооружён в середине 30-х годов по проекту крупного московского архитектора Ивана Николаевича Николаева (1891, Москва – 16.07.1951, Москва). Архитектор возглавлял одну из мастерских Моссовета (№ 11), разрабатывавших, в основном, планировку и застройку Замоскворечья, где и был построен «Дом писателей»… Строительство кооперативного жилого дома писателей по адресу Лаврушинский переулок, 17 было закончено в 1936 году. Дом включал 98 квартир различной планировки, в нём было 4 подъезда. В плане первоначальный дом представлял собой Г- образный объём, южный фронт которого продолжал линию Ордынского тупика, а западный – проходил по красной линии нечётной стороны Лаврушинского переулка.
Основу композиции дома в его первоначальном виде составляет блок, выходящий в сквер, продолжающий Ордынский тупик. Фасад этого прямоугольного девятиэтажного блока хорошо виден с Большого Толмачёвского переулка. Основу декорации фасадов этой части (и других частей, поддерживающих основную часть декоративно) составляет классическая трёхчастная схема: два нижних этажа выделены в цоколь, подчёркнутый рустовкой стен и их более тёмной покраской, выше идёт гладкая стена, ритм окон которой подчёркивают вертикальные «строчки» балконов, устроенные с определёнными промежутками. В верхней части максимально сосредоточено декоративное убранство: весь дом венчает карниз на модульонах, нагруженный к тому же аттиком (с каннелюрами в нишах), два этажа охвачены сдвоенными пилястрами, придающими этой части здания особую торжественность и одновременно - лёгкость. Выходящий на Лаврушинский переулок узкий торец дома украшен великолепным по мраморной отделке порталом подъезда из чёрного мрамора, выше сосредоточены широкие балконы. Всё вместе создаёт не только представительность, но и динамизм этой части, заставляя вспомнить постконструктивизм. Идущая влево по Лаврушинскому переулку часть дома решена оригинально: здесь два верхних этажа идут с отступом, образуя узкую пластину, возвышающуюся над плоской террасой со стороны переулка. Декоративная схема фасада примерно такая же, как и у фасада со стороны сквера и торцовой части, но отступ создаёт пространственную игру, а к тому же узкая верхняя часть решена как декоративная стенка с плоскими арками и высоким венчающим аттиком. Следует обратить внимание на железные решётки балконов с неожиданным готическим рисунком.