Меню
Меню
#среда обитания
Коктебель – поэма у Черного моря
(140-летию Максимилиана Волошина посвящается)

Уроки создания комфортной среды обитания от гения прошлого века – Максимилиана Волошина, создавшего уникальный бренд «Коктебель».

Ирина Иваненко
Уроки создания комфортной среды обитания от гения прошлого века – Максимилиана Волошина, создавшего уникальный бренд «Коктебель».

Столичныедевелоперы хором заявляют о строительстве не просто жилых кварталов и поселков, но о формировании жилой среды. Однако жилая среда не создается наличием супермаркета и аптеки на цокольных этажах многоэтажки. Не формируется она и парковой зоной в поселкес аллеей,утыкающейся в булочную, ютящуюся где-то у въезда на КПП. Жилая среда – это не набор элементов инфраструктуры. Это нечто неосязаемое, стоящее за всеми видимыми предметами. Кому нужен парк с озером и лебедями в загородном поселке, жители которого большую часть времени года проводят за границей или живут в городе? Кому нужна детская площадка во дворе многоэтажек, окруженная целой вереницей, примыкающих к ней машин, источающих бензиновые пары? Наличие парковки, магазинов, детской и спортивной площадок в городе;зеленых аллей, прудов с лебедями и фонтанами в поселках не гарантирует вам комфортную среду.

Жилая среда возникает там, где жители сами начинают творить пространство для жизни. Добрососедские отношения не сформировать, отсекающим лишних гостей фейсконтролем. Не создать ее и бодрым субботником или празднованием «дня соседа», навязанным управляющей компанией. Среда и отношения должны формироваться изнутри.

Максимилиан Волошин
Волошин – центр притяжения

Если у места и вправду бывает гений, (в первоначальном значении этого слова- genius loci (лат.) – дух места) то в Коктебеле этим духом стал, безусловно, Максимилиан Волошин. Или Макс, как сам себя он просил называть гостей его хлебосольного дома в Коктебеле. В этом году поэту, философу,художнику и ученому исполнилось бы 140 лет. До появления в Коктебеле Волошина,поселок был ничем ни приметным, маленьким селением. Несмотря на то, что дачный отдых здесь начал развивать местный помещик, врач-окулист Эрнст Андреевич Юнге, именно Волошин превратил Коктебель в то место, которое мы знаем сегодня – пространство жизни творческой элиты. Дачный рай для интеллектуалов, поэтов, художников, режиссеров, архитекторов, философов и ученых. В конце восьмидесятых годов XIX века Юнге стал распродавать свои земельные владения под дачные участки. Один из них выкупила Елена Отобальдовна, мать шестнадцатилетнего Макимилиана Волошина. Семья построила в Коктебеле два дома, ставших центром притяжения для членов «ордена обормотов», как называл в шутку своих гостей поэт.

Дух Максимилиана Волошина витает здесь повсюду. Причудливым образом природа отобразила его профиль на потухшем вулкане Карадаг, о его обнаружении ходят легенды. То ли сам Волошин увидел свой профиль и принял как знак судьбы и вечную связь с землей Коктебеля, то ли живописный зевсоподобный лик поэта заметила наКарадаге известная поэтесса Черубина де Габриак (псевдоним Елизаветы Дмитриевой, придуманный Волошиным), гостившая в доме поэта. Максимилиан Александрович, ухаживал за Черубиной. Желая произвести впечатление на юную поэтессу, он устроил для нее мистическое разжигание огня из коктебельских трав. Когда дым рассеялся, она вдруг разглядела бюст Волошина ввулкане, воскликнув: «Это же ваш портрет!». Похвастаться природным бюстом, высеченным самой природой, может не каждый. Волошин отныне мог гордодемонстрировать всем гостям это произведение искусства с открытой террасы своего дома.

Поэт был подлинной достопримечательностью Коктебеля, вокруг которой создавались легенды еще при его жизни. Он не только не препятствовал их возникновению, но сам всячески провоцировал и поддерживал мифотворчество. Волошин любил шокировать жителей поселка своими артистическими нарядами, неожиданными выходками и розыгрышами. Никогда нельзя было догадаться сразу, шутит ли он, или говорит всерьез. Надевая длинные рубахи, похожие на греческий хитон, в легких сандалиях и с венком из коктебельских трав на голове, словно греческий Зевс гулял он по окрестностям, обнажая икры ног. Любопытствующие обыватели гадали, имеется ли под хитоном поэта «исподнее». Любопытство выражалось столь сильно, что Волошину пришлось успокоить назойливых зевак ответом в одном из своих интервью. А розыгрыш литературной общественности с выдуманным персонажем - поэтессой Черубиной де Габриак чуть не стоил поэту жизни. Максимилиан Александрович вызвал своего друга поэта Льва Гумилева, оскорбившего выдуманную Черубину, на самую настоящую не шуточную дуэль.

Сегодня любой маркетолог назвал бы Волошина амбасадором бренда Коктебель. А строящимсясовременным поселкам или жилым кварталам, которые штампуют маркетологи под громкими названиями арт-резиденций, поселков художников, домов литераторов, композиторов и театральных домов,стоит поучиться созданиюбренда и настоящейхудожественнойсреды у великого Волошина. В его время даже слова «маркетинг» не существовало, но творческая среда пронизывала все жилое пространство Коктебеля, ставшего центром притяжения всех россиян на долгие десятилетия.

Живое о живом

Мистификации, шутки, шарады, розыгрыши, поэтические чтения и спектакли были обычным явлением в имении Волошина. Иногда число домашних гостей поэта за летний сезон достигало нескольких сотен человек. Стоит отметить, что гостили они всегда бесплатно. Устав для проживающих, написанный Максимилианом Александровичем, имел единственное требование - «любовь к людям и внесение доли в интеллектуальную жизнь дома». Услышав о ярком поэте, художнике или писателе, Волошин стремился зазвать его к себе в Коктебель. Целая плеяда творческой интеллигенции серебряного века жила в его доме, в «ордене обормотов» состояли Мандельштам, Гумилев, Ахматова, Бальмонт, Булгаков, Зощенко, Эринбург, Алексей Толстой и многие другие.

Постоянным гостем и близким другом Волошина была Марина Цветаева. Благодаря Максимилиану она познакомилась в Коктебеле со своим мужем Сергеем Эфроном. Позже Цветаева посвятит Волошину цикл стихов и очерк «Живое о живом», а вличной переписке признается, что «страшно благодарна»поэту за Коктебель.

Будучи пацифистом по своей натуре, Волошин занимал нейтральную позицию в период революции,укрывая в своем доме от преследований то «белых», то «красных» друзей. В годы советской власти, дом Волошина получил «охранную грамоту», избежав изъятия и разграбления только потому, что стал официальным местом для бесплатного отдыхалитературной интеллигенции.

Дом-музей Волошина – это не просто памятник истории, с редким библиотечным наследием поэта,но и уникальный объект архитектуры. Волошин сам спроектировал его и сделалсвоими руками интерьеры и большую часть предметов мебели. Особое внимание было уделено освещению. Мистик и символист, поэт-Солнце, как часто называли Максимилиана Волошина, он организовал пространство дома так, чтобы солнце гостило здесь всегда. Обращенные к морю огромные сводчатые окна с розетками в виде солнечного диска буквально пронизывают гостиную комнату мягкими лучами света в дневное время. А если оставить ставни открытыми в дни полнолуния,они будут залиты прохладой лунной синевы. Волошин любил праздновать рассветы и закаты в своем доме. А лунным таинствам посвятил знаменитые стихи о царевне Таиах.

Дело в шляпе

Печатью поэта отмечены не только дом и сад на центральной набережной. С легкой руки Волошина Коктебель превратился в настоящую мекку планеризма. В то время как современные маркетологи ломают голову над придумыванием новых «фишек»для своих поселков и жилых кварталов, Волошину достаточно было просто знать и любить место так, что открытия рождались легким подбрасыванием в воздух шляпы. По преданию именно поэт открыл природные восходящие потоки в Узун-Сырте. Прогуливаясь в компании летчика Арцеуловав в поисках места для летной площадки, Волошин просто подбросил свою широкополую шляпу вверх. И та, вместо падения, задержалась на некоторое время в воздухе, подхваченная восходящими потоками. Сегодня на этом месте стоят гранитные стелы с именами Сергея Королева и Олега Антонова. А в центре скульптурной композиции красуется знаменитая шляпа Волошина, открывшая путь планеризму в Коктебеле. Летная площадкаУзун-Сырта пользуется большой популярностью у туристов, увлеченных полетами. Сюда же устремляются отдыхающие наблюдать за августовским звездопадом.




Стать в будущем кораблем

Возвышающийся над морем холм с восхитительным обзором Коктебеля, выбранный поэтом для своего захоронения – еще одна достопримечательность и обязательное место паломничества туристов. Среди обитателей и гостей Коктебеля стало традицией оставлять на памятной плите поэта записки. На гладкой поверхности гальки они пишут самые разнообразные просьбы и пожелания. Гости Волошинского Коктебеля оставляют здесь «фетиши», завязывают разноцветные ленты на манер буддийской традиции и просят о нехитрых человеческих радостях: здоровья, хорошего жениха, успеха в бизнесе и прочего. Одной из самых необычных просьб, замеченных на могильной плите, стала записка - «хочу в будущем стать кораблем».

Волошинские чтения

Ежегодные художественные чтения – почти двадцатилетняя традиция места. Они открываются в день рождения поэта 28 мая и собирают в Коктебеле артистов, художников и писателей. Традиционно в эти дни проводятся и научные конференции философов, филологов и краеведов. В 2017 году воспоминания о Волошине и поэтические строки его современников звучали под открытым небом в исполнении Екатерины Шпицы, Агнии Кузнецовой, Ольги Прихудайловой, Егора Корешкова, Андрея Удалова-Миронова и Ивана Складчикова. Мультимедийный спектакль «Уроки литературы. Хрестоматия Максимилиана Волошина» - попытка реконструкции тех самых Волошинских вечеров. Гостями торжеств были телеведущая Арина Шарапова, актрисы Елена Захарова, Анна Терехова, художник Сергей Цигаль и многие другие.

Несмотря на довольно изношенную инфраструктуру Коктебеля и палаточный базар на центральной набережной прямо рядом с памятником и Домом-музеем великого поэта (вот, где воля мэра нашей столицы пришлась бы к месту!), вопреки слабому туристическому сервису местных отелей – Котебель все же имеет свою уникальную природную и жилую среду, пронизанную духом Волошина. Именно она из года в год привлекает творческую интеллигенцию отдыхать в Коктебеле. Именно она заставляет закрывать глаза на несовершенства инфраструктуры и качества услуг. И не смотря ни на что, покупать коктебельские дачи в собственность.

Уникальную атмосферу не насадить «сверху» никакими рекламными «днями соседа». Она возникает из творческой энергии влюбленных в свой район или поселок личностей. И на ее формирование уходят годы. Невозможно написать историю места, просто поселив там звезду. И никакая искусственная маркетинговая программа среду не сформирует. Современным маркетологам стоит выявлять амбасадоров и драйверов бренда среди своих жителей, открывая их таланты, а не с помощью насаждения звездных имен, которые чаще всего мало заинтересованы в создании культурной истории места, в котором живут.