Меню
Меню
#искусство жить
Кукла ищет дом
Ирина Мещерякова профессионально занимается куклами более 10 лет. В 1988 году закончила 1988 МТИЛП (Сейчас Университет Дизайна и технологий).

Участник ежегодных специализированных выставок кукол в Москве и Санкт-Петербурге, а также выездных выставок в Латвии. Эстонии и Голландии.

Член творческого союза художников декоративно-прикладного искусства при Госхране.

Победитель международного конкурса среди представителей мирового искусства куклы 2016г. Pandora Platinum в номинации: «Кукла из традиционных материалов лимитированного тиража".

В наш век новых технологий и массового производства ручной труд с одной стороны все меньше необходим с функциональной точки зрения, с другой - все больше ценится, а ремесла, где присутствует художественная составляющая, становятся культовыми. Яркий тому пример – куклы, изготовленные руками, в некоторых из которых так очевидно живет душа автора, что становится не по себе. Особенное направление в кукольном деле – изготовление интерьерных кукол, которые способны стать душой и хранителем дома. И неважно, коллекционер вы или нет: с такими куклами как с людьми – никогда не знаешь, когда встретишь свою любовь. У нас в гостях Ирина Мещерякова, мастер-кукольник, которая умеет оживлять фарфор и ткань.
Ирина, наверное, и в мире кукол можно говорить о моде? Что сейчас особенно востребовано?
— Пожалуй, одно из самых известных сегодня направлений - «антикварная кукла». Ее создают, строго следуя исторически заданным пропорциям, технике росписи лица, одевают в старинные костюмы, пошитые из оригинальных тканей прошлых веков, с кружевами и другой отделкой той эпохи, из которой она пришла. На старинных полотнах, где часто встречаются куклы, видно, как выполнялась роспись лиц, подведены ресницы, выписаны брови – все делается точно в соответствии с традициями времени из которой пришла кукла. Основное требование к антикварным куклам – точность реплики: мастера снимают слепок со старых моделей, изготавливают отливки, расписывают, следуя канонам. Причем для росписи используются только надглазурные краски, которые требуют три-четыре обжига. Лишь после этого куклу собирают и одевают в исторический костюм. Ее цена может доходить до 5-ти тысяч евро и редко бывает ниже 3-х тысяч.
Что же, современные мастера ничего не творят?
Почему? Конечно, творят. Например, существует не менее интересная будуарная кукла, которая делается не по строгим канонам, а специально под интерьер. Тут самое широкое поле для творчества. Вспомним, что у такой куклы тоже есть история. Изначально их делали для дамских покоев – будуара. Потому и такое название. В конце ХIХ — начале ХХ веков будуарных кукол стало модно «выводить в свет». Женщины выбирали себе «спутниц» на прогулку, подбирая их наряды под цвет своего костюма, и кукла поддерживала образ хозяйки. Особенность будуарной куклы в том, что она «не боится рук» - ее можно переносить и переставлять, присаживать и давать детям, не опасаясь, что они ее повредят.

Когда мой внук подрос и стал приезжать в гости, я задумалась, как создать для него доступную игрушку – ведь в силу возраста он не мог понять ценность коллекционной куклы, а объяснить ребенку, что игрушка – это произведение искусства и с ним нельзя играть – невозможно. Интерьерная кукла хороша тем, что украшает дом, и тем, что не требует бдительности со стороны владельца. Как правило, мастер создает ее уже под интерьер комнаты, наряжая в нужные цвета, используя соответствующие ткани, чтобы кукла стала частью помещения и жила с ним одной жизнью. Костюмы куклы насыщаются разными элементами – их интересно рассматривать, в нюансах открывается ее характер. Иногда мастера добавляют в работы интригу: потайные кармашки с «секретиками», «неслучайные» букетики цветов, «говорящие» детали костюма. Важно, что весь образ создается под заказчика, и может о многом поведать пытливому наблюдателю.

Скажите, есть ли у кукольников «разделение труда» - один делает головы, второй шьет костюмы или это мастер-универсал?
— Хорошая кукла создается одним человеком от начала до конца: от разработки образа до мельчайших деталей, позволяющих раскрыть ее характер. С художественной точки зрения, материал вторичен – он не определяет произведение, текстиль или фарфор служат средством реализации идеи, образа. Современная индустрия предоставляет художникам широкие возможности выбора материалов, позволяющих добиться разных задумок и результатов. Например, специальный вид пластика позволяет получить идеальную фактуру, имитирующую кожу. Есть у современного пластика и другие преимущества: он не требует серьезной термической обработки, и не бьется. Это важно, если кукла заказывается или покупается для ребенка: даже если он еще не успел привязаться к ней, а она выскальзывает из рук при первой встрече и разбивается – это трагедия и для ребенка, и для дарителя. Увы, нельзя не упомянуть и о минусах этого материала: не понятно, как пластик может повести себя при длительном хранении, или что будет, если оставить его на длительное время под открытым солнцем.
Какие навыки требуются мастеру-кукольнику? Что он должен уметь?
— Современная кукла – это работа с образом. Чтобы образ стал реальностью, требуется много разносторонних умений. Прежде всего, автору необходимы знание анатомии, навыки скульптуры и лепки. На первом этапе куклу изготавливают из пластилина, с заготовки снимается форма и затем уже отливается в фарфоре. Потом делается зачистка, проводятся два обжига (последний при температуре 1200 градусов). Завершающий этап: кукла расписывается и собирается. Отдельная история – создание костюма: все ткани подбираются соответственно задаче. Смотря на готовую авторскую куклу, вы не должны замечать изъянов не только в технике самой работы, но и в создаваемом образе. Все должно быть гармонично - переход цвета ткани, фактуры, сочетание цветов и оттенков всех материалов. Как правило, в изготовлении авторских кукол не используются синтетические ткани - они «холодные» и плохо драпируются. При создании образа главный прием художника - углубить или насытить цвет с помощью различных фактур. Именно это ответ на вопрос, почему в авторской кукле допускаются несъемные костюмы – они неотъемлемая часть образа. Кукла должно быть идеальна с любого ракурса: это главное требование и коллекционера, и художника. Опытным покупателем работа будет рассматриваться при разном освещении: дневном и искусственном. А еще важно имя. Кукла без имени как будто еще не родилась, но как только называешь ее, образ складывается окончательно, и ты понимаешь, кто она.
С какими материалами вы предпочитаете работать?
— Я работаю с фарфором – это очень аристократичный материал, требующий определенных образов. К примеру, зайчика или мишку нельзя сделать из фарфора так чтобы он стал живым. Фарфоровыми могут быть куклы-дети, куклы-женщины, девушки, у которых должна читаться текстура кожи - и ее особенная прозрачность. Художник даже цвет фарфора подбирает под образ – цвет лица, возраст, характер передаются за счет его оттенков. А для получения нужного, в фарфоровую массу можно добавлять те или иные пигменты. Например, рыжие куклы, как и люди должны обладать прозрачной кожей в веснушках. Для маленьких детей используют более розовые оттенки. А последним штрихом в выбранной палитре служит ткань. В прежние времена куклы для состоятельных семей изготавливались только из фарфора. И кукла была не просто игрушкой, у нее была воспитательная функция – с ее помощью дети учились, как нужно одеваться, как носить платья и нижнее белье. Фарфор по-прежнему является любимым материалом заказчиков. Коллекционеры ценят, когда в костюмах кукол используется много антикварных элементов: старинное кружево, украшения, подвески, серьги. Опытный покупатель всегда ищет именно эти детали, причем более профессиональный взгляд может сразу определить антикварное кружево или нет, поскольку оно иначе «ведет себя», отличается от современного по цвету, к тому же на старинном кружеве использовался характерный узнаваемый рисунок.
- А кто теперь покупает такие куклы?


- Люди, влюбленные в кукол, не всегда обладают возможностью ее «содержать». Например, многие экземпляры требуют большого пространства – они изначально создаются для просторных помещений и не смотрятся в крохотных комнатах, где уместнее поселить мягкие игрушки. Владельцами моих кукол часто становятся жители загородных домов – там, как правило, для кукол находится достаточно места. С точки зрения внутреннего портрета покупателя, то, наверное – это очень добрые люди. Чаще всего кукол покупают мужчины в подарок своим женам, девушкам, дочерям. Кукол важно создавать с хорошим посылом, но иначе и не получается – слишком много времени мастер проводит со своей куклой, пока над ней работает. Никто не любит стойких оловянных солдатиков – кукла должна быть живой, в ней важно все: и поза, и улыбка, а иногда - задумчивость (важно, чтобы не грусть). Хотя одна и та же работа может вызывать у людей разные ощущения, поэтому на каждую из них находится свой покупатель.


А насколько востребованы покупателем портретные куклы?
— Да, такие заказы бывают – например, некоторые приносят фото, описывают, в каком образе хотят видеть близкого им человека и мастер начинает работу. Как правило, портретную куклу делают из пластика – необходимость сохранить мимику лица подразумевает индивидуальную лепку. Особенную роль будет играть и костюм…

Но делать куклу на заказ очень тяжело. Автор видит заказчика по-своему, это отображается на образе кукле, а тот в свою очередь видит ее в своих мечтах совершенно иначе. Пытаясь приблизить мечты к реальности, заказчик старается «управлять» рукой художника, исправляя нюансы, корректируя детали, и тогда нарушается целостность произведения, которое в голове мастера уже сложилось. Как показывает опыт, плоды совместного творчества могут не устроить заказчика, даже если автор четко следует его рекомендациям. В нашей работе существуют определенные законы, посвященные цветосочетанию, особому виденью цвета. Иногда мастера могут предложить, казалось бы, немыслимые цветовые комбинации, но когда задумка будет реализована, вы поразитесь тому, как гармонично смотрится кукла в целом.

- Легко ли расстаетесь с работами?


- С куклами необходимо легко расставаться: если человек нашел свою куклу, значит, автор выполнил свою миссию. Бывает, моими покупателями становятся люди из разных городов (мы знакомились с ними на выставках) и теперь постоянно общаемся: коллекционеры ждут новых кукол, просят присылать их фотографии… Я очень волнуюсь, когда отправляю в другой город куклу и долго жду от адресата письма – понравится ли она ему? Приживется ли? Но расставаться с куклами нужно легко, эмоциональная связь не уместна, если ты профессионал. Ты хорошо сделал свою работу, ты за нее отвечаешь, но тебе хочется двигаться дальше. Это нормально – закончить работу над одной куклой, и поймать себя на желании работать над следующей. При этом наша работа никогда не будет конвейерной. Например, бывает, мастера делают несколько отливок (с обязательным указанием тиража) и на этом останавливаются. Я могу вернуться к работе через год или два, но тогда уже совершенно по-другому распишу куклу. Это неизбежно - мое восприятие изменится, появятся новые впечатления, опыт, я буду смотреть на мир иначе, и это обязательно отразится на кукле. Она родится другой, отличной от своих сестер, даже если я буду использовать одну и ту же скульптуру. Это как с человеком, с которым можно не ведется несколько лет а, встретившись отметить, как сильно он изменился. Впрочем, некоторые из нас не меняются.

Беседовала Оксана Самборская