Меню
Меню
#искусство жить
Метаморфозы быта
или история и ментальность в русских интерьерах
Так уж сложилось исторически, что для русского человека дом – это отражение души хозяина, одновременно крепость, куда впускают самых близких людей, словно в сердце, и место, которое становится молчаливым свидетелем самых сокровенных моментов жизни. Приглашая дизайнера интерьера, владелец нуждается не в формальных советах о сочетании цветов и фактур, а в помощи мастера, способного увидеть и понять, чего же хочет на самом деле заказчик, сделать так, чтобы даже самое, казалось бы, невероятное желание клиента было реализовано – с оптимальными затратами. Вместе с Еленой Лазаревой, нашим экспертом в области интерьерного дизайна, человека с 25-летним опытом работы, мы попытались разобраться, что это за явление – интерьер, и чем руководствовались наши предки, организуя свой быт.
Елена Лазарева, эксперт в области интерьерного дизайна
Елена, наверняка, в своей практике вы часто встречаетесь со необычными пожеланиями клиентов? Как вы договариваетесь с заказчиком? Как вы отстаиваете свою точку зрения? Каким образом вам удается убедить клиента сделать правильный выбор, когда он заблуждается ?
— Случается работать с разными людьми разных возрастов, профессий и достатка, делать совершенно разные по стилю интерьеры. Каждый человек заслуживает получить тот дом, о котором мечтал, но необходимо найти золотую середину, так как в течение жизни меняются предпочтения, а обстановка в доме должна всегда остаться стильной, чтобы и через 20 лет заказчик оставался в тренде. Осуществление мечты мы начинаем с «домашней работы»: мой клиент собирает картинки из всего, что ему визуально нравится и близко. Это фото внутренних интерьеров, предметов мебели, любые детали вплоть до самых мелочей – по крупицам я собираю уникальное представление своего клиента о красоте... Ведь дело в том, что наше мировосприятие и чувство прекрасного в целом прошли через такие «жернова» истории, впитали в себя так много иноземного, что иногда человек сам не отдает себе отчета в том, почему ему нравится именно то, что нравится.
А что такое русский дизайн интерьеров как явление? Мы говорим в рамках русской культуры?
— Я считаю, что русская культура - это колоссальное смешение различных традиций от Руси языческой до Византии, а Петр Первый привнес и насадил культуру саксов, которые повсеместно в то время правили балом. Вместе с морским флотом и ассамблеями мы заимствовали у голландцев и немцев принципы воспитания детей, манеры, обычаи и архитектуру. Итальянцы, строившие Санкт-Петербург были уже позднее… История домостроения и организация домашнего быта любой страны основываются на климате и на тех природных материалах, которые традиционно добываются и используются в этой территории. Функционал всегда диктовал пропорции, и, к примеру, деревянная Россия родилась именно такой по двум причинам – страна всегда была богата лесом, а деревянные дома легко прогреваются и хорошо сохраняют тепло, что сообразно нашему климату. Каменные постройки начались с Петербурга, куда ввозился камень из Финляндии, и процесс адаптации к этому материалу шел медленно, развиваясь исключительно благодаря прогрессу и появлению новых технологий. Все, в том числе и создание мебели изначально диктовалось функциональностью, а уже затем становилось украшением.
типичный современный интерьер в русском стиле
Русские дворянские традиции для многих остались эталоном. Люди мечтают жить во дворцах…
— Многим людям нравятся барочные интерьеры, позолота, пышность форм – и это вполне выполнимая задача. Однако нужно помнить, что между нами и такими интерьерами пролегли несколько поколений, и особенности таких интерьеров были обусловлены реалиями тех лет. Дома с широкими и высокими дверными проходами создавались исключительно потому, что дамы в платьях, сшитых по моде того времени, и высоких париках иначе бы не смогли передвигаться по дому. Под размер этих платьев с кринолинами создавалась мебель. Сейчас у нас другая картина мира, другой ритм жизни, и вкусы. Ведь когда строился Эрмитаж, в обществе были приняты совершенно иные каноны красоты. Можно поселиться в доме, организованном для помещика 18 века, но нельзя интегрировать один временной отрезок в другой.
Допустим, с машиной времени без адаптации связываться не стоит. Как обстоят дела с заимствованными стилями других стран?
— Если перенести средиземноморский дом без изменений в Россию, в нем можно будет окоченеть от холода. Они строятся для того, чтобы защитить людей от жары плюс 45 градусов, а не минус 30. Именно поэтому есть много материалов, использовать которые можно, но не рационально в нашей стране. Можно сделать в доме мраморный пол, но зимой владелец не сможет там жить, если не сделать подогрев. Это оборачивается дополнительными эксплуатационными затратами, и дизайнер также обязан об этом подумать. А представьте на жарком берегу Италии русскую избу с баней? Уместна она там? Едва ли… Климат накладывает отпечаток и на мебель, и на все предметы интерьера. Например, невозможно спутать итальянскую мебель с английской. Итальянские кресла и диваны широкие, они занимают много места в просторных итальянских домах, не требующих отопления, нарочно построенных так, чтобы по ним гуляли сквозняки. Для подлокотников кресел Италии, Испании характерна сквозная резьба, буквально «продуваемые» спинки… А теперь сравним с мебелью, родившейся в холодной промозглой Англии. Там кресла и диваны узкие, тесные, словно призывают домочадцев прижиматься друг к другу, да и сама мебель обтекаемых форм, она словно обнимет хозяина, чтобы укрыть его от непогоды. Эта мебель тоже может быть резной, но вряд ли вы найдете на ней сквозные узоры.
Сейчас в моде американский интерьер - как он родился?
— Да, этот стиль нравится сейчас всем, но – это ничто иное как стиль европейский, перенесённый в другие реалии и другой климат. Нью-Йорк находится на той же широте, что и Киев. Там тепло, поэтому американцы могут позволить себе дома из сэндвичевых панелей, стены которых можно легко проткнуть пальцем, и в которых в России мало кто согласился бы жить. При этом Америка – это не маленькая европейская страна, вынужденная экономить на пространстве. Избыток земли позволил американцам реализовать массовую одноэтажную застройку, они расселились в ширину, не отказывая себе в квадратных метрах. Именно в этой среде рождаются популярные у нас теперь «открытые пространства» Райта, панорамные окна, «максимум воздуха и света». И это вполне себе прижилось в России, но оговорюсь, лишь в тех проектах, которые были вдумчиво адаптированы под российские реалии.
Американский интерьер
Если бы было возможно провести какую-то статистику обращений ваших заказчиков, как вы думаете, к чему все-таки тяготеет больше всего современный житель России? Какой интерьер для него максимально комфортен?
— Каждый человек – это удивительная и неповторимая мозаика образов, которые родились из индивидуально полученного опыта, это эстетические предпочтения, формировавшиеся как на генетическом уровне, так под воздействием воспитания, первых детских впечатлений, прочтенных книг и просмотренных фильмов… Дом – это больше к внутреннему миру, чем к моде, хотя она, безусловно, имеет место быть. Интерьер – это больше чем отделка и подобранная мебель. Если открыть журнал по интерьерам, можно с легкостью угадать, какой из интерьеров делал русский дизайнер. У нас они обычно такие правильные, вылизанные, симметричные, необитаемые – ничего лишнего, словно это домик для куклы Барби. Европейцы, американцы никогда не демонстрируют «мертвые интерьеры» - только те, в которых уже проживает хозяин. В своей работе я уделяю огромное значение деталям, я собираю их по всему миру, но даже это – лишь отправная точка для владельца дома, который уже сам завершит интерьер, напитав его своим настроением, выраженным в элементах декора. За рубежом, где культ личности безусловная реальность, считается ценностью пространство, подчиненное личности. И лишь у нас пока в силу незрелости, на фоне той пропасти, которая разорвала наш быт на «до революции» и «после», утерянных традиций, ценится новизна, витринная слащавость, «гламурность». Иногда дизайнеру приходится быть смелым и требовать от заказчика самостоятельных решений, к которым он пока, быть может, и не готов. И закладывая некий «фундамент» его интерьера, мы даем импульс к тому, чтобы он культурно рос, демонстрируя этот рост посредствам истиной красоты и изящества, а не статусности и показухи.